История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ЖИ З Н Е Й ромникову охватывает жуткое отчаяние, сменяющееся присту - пом сумасшедшей ярости. И Настя затевает свой злобный «праздник», словно безжалостно мстя кому-то. Обращает на себя внимание работа Марины Скоромниковой в спектакле по пьесе А. Салын ского «Барабанщица», где- ока играет .роль Нилы Снижко. Здесь мы наблюдаем интерес нейшую театральную транс формацию — роль в роли. Акт риса играет Нилу, которая, в свою очередь, тоже играет со всем другого человека, нежели она есть на самом деле. Каза лось бы, у актрисы выгодней шее положение: ряд эффект ных сцен, ситуации, позволяю щие прибегнуть к приемам от- М НЕ впервые довелось уви деть Марину Скоромнико- ву четырнадцать лет назад в Оленегорске, где театр Северно го флота, в котором она в то время работала, находился на гастролях. После одного из спектаклей состоялась зритель ская конференция, и вела ее актриса Скоромникова. Рассказ о театре был убедителен и до стоверен. Чувствовалось по все му, что зрителей Скоромникова глубоко уважает. Потом, уже в Мурманске, на блюдая работу Марины Ско ромниковой в областном дра матическом театре, я каждый раз отмечала ее доброе отноше ние к людям, для которых она играет на сцене. Нельзя любить театр без зр и тел ьно го зала. Но к о н т а к т со зр и телем — вещь сложная, порой му чи тельная. Здесь есть свои из д е рж ки : зачастую раздражает зр и тел ьская бесцеремонность (тебя рассматриваю т, словно д и ко в ин у ка к ую -т о !). Это мешает, на мой взгляд. наблюдать, ф антазиро вать. что совершенно необходимо а кте р у . Отношение к зрителю в ка ко й - то степени, по-моему, ха р а кте р и зует и отношение а ктри сы к сво ей профессии. Думаю , что природ ные способности — только одно из сла гаемы х успеха актера на сце не. Если к ним прила гаю тся чест ны й тр уд и п ринципиал ьны е твор че ские и э тические по зиции , то в этом случае и достигает а ктер или а ктри са своей звездной точ- к и _ успе ха . Мне каж е тс я , что любовь и уваж ени е м урм ански х зрителей Марина С коромникова сни скала именно благодаря этому сплаву своих человеческих и твор че с ки х качеств. Ее путь не был легким. Но в борьбе с трудностями родилась человеческая личность, роди лись определенные жизненные и творческие позиции, без кото рых невозможен художник. Р я дом с такими людьми, как Ма рина Скоромникова, не всегда просто жить. Ее требователь ность порой кажется чрезмер ной и раздражающей, принци пиальность некоторыми вос принимается как прямолиней ность. Быть такой трудно и для самой Скоромниковой. Помога ет сознание, что все это — во имя работы, без которой жизнь немыслима. Она по-хорошему придирчива к костюмерам, гримерам. Тре бовательность распространяет ся и на партнеров по спектак лю. О совместной работе с Ма риной Скоромниковой мне рас сказывал народный артист ГСФСР В. Туманов. — И гра ть с ней в одном с п е к такле — говорил он, — это значи т постоянно бы ть подтянутым , в хо рошей творческой форме, иначе страш но подумать, что будет. Со свету сж и в е т. Впрочем , я ш уч у, Марина Петровна — очень милая ж енщ ин а , и я ей искрен не благо дарен за ту радость, ко то р ую она дари т на сцене .- Формирование Скоромнико вой как актрисы проходило в процессе работы над пьесами A. Арбузова, В. Розова, А. Са лынского. В. Пановой, С. Але шина. В них она находила х а рактеры женщин сильных, чи стых, неспособных идти на компромисс с собственной со вестью. Большинство герои нь Марины С кором ни ковой с ущ е ств ую т враждебной для себя обстановке. Нюра Сал035 («в день свадьбы» B. Розова) — невеста человека, ко то ры й ее не любит. Х удожница Анна («Счастливый Ш у р и к * Е. Габ риловича и С. Розена) ж иве т с мужем-мощанино»*. Татьяна («Мещане» М. Горько го ) медлен но умирае т в затхлом доме свдего отца Бессемзнова. Настя («На М. Горько го ), мечтая о принце , вы ходи т на панель за заработком . Нила С н и ж к о («Барабанщица ‘ А . Салынского), комсомолка-под польщ ица, ж и в е т в атмосфере ненависти со стороны честных людей, п р и н им ающ и х ее за преда тельницу. Эта и др уги е ее ге рои ни по-раз ному р е а ги р ую т на обстоятельства своей ж и з н и : страдаю т и ненави дят, см иряю тся или те р п я т до по пы до времени, иро н и зи р ую т, ио всегда пы таю тся сохрани ть собст венное достоинство. Даже самая «падшая» из них, Настя из горьковского спектак ля «На дне», полна яростного сопротивления той жизни, кото рую проживает. Здесь счастли во сочетаются режиссерская мысль с интуицией актрисы. Героиня Скоромниковой — жи вой человек, сохранивший чув ство собственного достоинства, живет в раздвоенном мире. Есть внешняя оболочка: грязное пла тье, грязная жизнь. Но все это как бы во сне, мимо сознания, механически. Движения и же сты замедленны, пусты, алогич ны. реакция на окружающее вялая. Но есть тайное, чем толь ко и живет Настя-Скоромнико- ва — любовь. И пусть образ не ведомого возлюбленного заим ствован был ею из затрепанной бульварной книжки, но ей он необходим, как воздух, без это го Настя перестала бы чувство вать себя человеком. Был ее Рауль или Гастон! И в лаковых сапожках ходил! И любил ее До безумия и самозабвения. В голосе Насти-СкоромникО- вой. до того безликом и раздра женном, появляется рыдание. Она вырывается из жизни-сна в сон-жизнь, где проживает ее счастье. И... перевоплощается. Жесты царственны, вся она вы прямляется, голос модулирует, глаза горят каким-то необыкно венным вдохновением. Тем горше разочарование, ко торое наступает после ухода Луки. Развеялся туман несбыв шихся надежд, и Настю-Ско- кровенной театрализации, жан ровая основа пьесы, где имеют ся комические, лирические и героико-романтические элемен ты. Скоромникова же реши тельно отказывается от погони за эффектами и вместе с ре жиссером В. Киселевым выст раивает образ, начисто лишен ный броскости, а также налета сентиментальности и мелодра матизма. Ее Нила не может быть «де шевкой». «немецкой овчаркой». Единственно, что ока находит возможным предложить для данной ситуации — это роль беззаботной, легкомысленной девушки, которой все нипочем. Никакая львица-обольститель ница из нее не получится, это немыслимо и противоестествен но для нее. И поэтому Нила Скоромниковой постоянно внут ренне иронизирует над той, роль которой ей приходится иг рать. Эта усмешка — одновре менно и маска девицы, свобод ной в своих желаниях и пове дении. Она же — защита от не нависти окружающих, позволя ющая скрыть внутренние нрав ственные муки, в коих пребы вает почти все сценическое вре мя героиня Скоромниковой. Внутренним стержнем образа Нилы является ее работа под польщицы, суровая и мужест венная, требующая большого риска и сосредоточенности. И актриса,' и режиссер подчерки вали-именно эту сторону жиз ни героини спектакля. Современный актер должен уметь делать на сцене все: и петь, и танцевать, и читать сти хи, и мгновенно трансформиро ваться из одного состояния в другое. Во всех работах Мари ны Скоромниковой проявляется это умение. Свою любимую роль Марина Скоромникова сыграла совсем недавно. Это Лидия Васильев на из спектакля по пьесе А- Ар бузова «Старомодная комедия». Ведь до сих пор ее героинями были молодые женщины, судь бы и жизненные позиции кото рых еще до конца не определи лись. Здесь же ситуация совершен но иная. Лидия Васильевна давно уже перешла ту черту, когда можно что-то начинать сначала. Она одинока и не уст роена. все мечты потерпели крах, и жизнь подходит к свое му завершению. Но она была и осталась женщиной. Ей легче казаться смешной и экстрава гантной, чем жалкой и поник шей. Шутить (и над собой то же). шалить, разыгрывать — это она делает с упоением, по лучая от своих выходок боль шое удовольствие. Ее экс центричный характер хорошо выражен в песенке о цирке: Пока мы есть, мы ждем чудес, по ка мы здесь, мы к ним \ при ча стны . Побудем здесь, по ка мы «сть. поха мы в ц и р ке — мы пре кра сны . Когда Марина Скоромникова поет песенку о цирке, она обра щается непосредственно в зал. Поет уже не просто Лидия Ва сильевна, но и она сама, актри са Скоромникова. Она не боит ся довериться зрителю. И зал с радостным изумлением прини мает этот подарок. Так помимо истории двух пожилых людей, рассказанной со сцены театра, мы уносим еще и рассказ о те атре, о профессии актера. Каждый человек проживает одну-единственную жизнь — свою собственную. Актеры про живают много жизней — жиз ни всех своих героев. Марина Скоромникова прожила уже, если исходить из этих принци пов отсчета, около шестидесяти жизней. А сколько еще впере ди! Можно позавидовать ей. Т. ЧЕСНОКОВА. Преподаватель музыкаль ного училища, театровед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz