История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ЖИ З Н Е Й ромникову охватывает жуткое отчаяние, сменяющееся присту - пом сумасшедшей ярости. И Настя затевает свой злобный «праздник», словно безжалостно мстя кому-то. Обращает на себя внимание работа Марины Скоромниковой в спектакле по пьесе А. Салын­ ского «Барабанщица», где- ока играет .роль Нилы Снижко. Здесь мы наблюдаем интерес­ нейшую театральную транс­ формацию — роль в роли. Акт­ риса играет Нилу, которая, в свою очередь, тоже играет со­ всем другого человека, нежели она есть на самом деле. Каза­ лось бы, у актрисы выгодней­ шее положение: ряд эффект­ ных сцен, ситуации, позволяю­ щие прибегнуть к приемам от- М НЕ впервые довелось уви­ деть Марину Скоромнико- ву четырнадцать лет назад в Оленегорске, где театр Северно­ го флота, в котором она в то время работала, находился на гастролях. После одного из спектаклей состоялась зритель­ ская конференция, и вела ее актриса Скоромникова. Рассказ о театре был убедителен и до­ стоверен. Чувствовалось по все­ му, что зрителей Скоромникова глубоко уважает. Потом, уже в Мурманске, на­ блюдая работу Марины Ско­ ромниковой в областном дра­ матическом театре, я каждый раз отмечала ее доброе отноше­ ние к людям, для которых она играет на сцене. Нельзя любить театр без зр и ­ тел ьно го зала. Но к о н т а к т со зр и ­ телем — вещь сложная, порой му­ чи тельная. Здесь есть свои из­ д е рж ки : зачастую раздражает зр и ­ тел ьская бесцеремонность (тебя рассматриваю т, словно д и ко в ин у ка к ую -т о !). Это мешает, на мой взгляд. наблюдать, ф антазиро­ вать. что совершенно необходимо а кте р у . Отношение к зрителю в ка ко й - то степени, по-моему, ха р а кте р и ­ зует и отношение а ктри сы к сво­ ей профессии. Думаю , что природ ­ ные способности — только одно из сла гаемы х успеха актера на сце­ не. Если к ним прила гаю тся чест­ ны й тр уд и п ринципиал ьны е твор ­ че ские и э тические по зиции , то в этом случае и достигает а ктер или а ктри са своей звездной точ- к и _ успе ха . Мне каж е тс я , что любовь и уваж ени е м урм ански х зрителей Марина С коромникова сни скала именно благодаря этому сплаву своих человеческих и твор ­ че с ки х качеств. Ее путь не был легким. Но в борьбе с трудностями родилась человеческая личность, роди­ лись определенные жизненные и творческие позиции, без кото­ рых невозможен художник. Р я ­ дом с такими людьми, как Ма­ рина Скоромникова, не всегда просто жить. Ее требователь­ ность порой кажется чрезмер­ ной и раздражающей, принци­ пиальность некоторыми вос­ принимается как прямолиней­ ность. Быть такой трудно и для самой Скоромниковой. Помога­ ет сознание, что все это — во имя работы, без которой жизнь немыслима. Она по-хорошему придирчива к костюмерам, гримерам. Тре­ бовательность распространяет­ ся и на партнеров по спектак­ лю. О совместной работе с Ма­ риной Скоромниковой мне рас­ сказывал народный артист ГСФСР В. Туманов. — И гра ть с ней в одном с п е к­ такле — говорил он, — это значи т постоянно бы ть подтянутым , в хо­ рошей творческой форме, иначе страш но подумать, что будет. Со свету сж и в е т. Впрочем , я ш уч у, Марина Петровна — очень милая ж енщ ин а , и я ей искрен не благо­ дарен за ту радость, ко то р ую она дари т на сцене .- Формирование Скоромнико­ вой как актрисы проходило в процессе работы над пьесами A. Арбузова, В. Розова, А. Са­ лынского. В. Пановой, С. Але­ шина. В них она находила х а ­ рактеры женщин сильных, чи­ стых, неспособных идти на компромисс с собственной со­ вестью. Большинство герои нь Марины С кором ни ковой с ущ е ств ую т враждебной для себя обстановке. Нюра Сал035 («в день свадьбы» B. Розова) — невеста человека, ко то ры й ее не любит. Х удожница Анна («Счастливый Ш у р и к * Е. Габ­ риловича и С. Розена) ж иве т с мужем-мощанино»*. Татьяна («Мещане» М. Горько го ) медлен­ но умирае т в затхлом доме свдего отца Бессемзнова. Настя («На М. Горько го ), мечтая о принце , вы ­ ходи т на панель за заработком . Нила С н и ж к о («Барабанщица ‘ А . Салынского), комсомолка-под­ польщ ица, ж и в е т в атмосфере ненависти со стороны честных людей, п р и н им ающ и х ее за преда­ тельницу. Эта и др уги е ее ге рои ни по-раз­ ному р е а ги р ую т на обстоятельства своей ж и з н и : страдаю т и ненави­ дят, см иряю тся или те р п я т до по­ пы до времени, иро н и зи р ую т, ио всегда пы таю тся сохрани ть собст­ венное достоинство. Даже самая «падшая» из них, Настя из горьковского спектак­ ля «На дне», полна яростного сопротивления той жизни, кото­ рую проживает. Здесь счастли­ во сочетаются режиссерская мысль с интуицией актрисы. Героиня Скоромниковой — жи­ вой человек, сохранивший чув­ ство собственного достоинства, живет в раздвоенном мире. Есть внешняя оболочка: грязное пла­ тье, грязная жизнь. Но все это как бы во сне, мимо сознания, механически. Движения и же­ сты замедленны, пусты, алогич­ ны. реакция на окружающее вялая. Но есть тайное, чем толь­ ко и живет Настя-Скоромнико- ва — любовь. И пусть образ не­ ведомого возлюбленного заим­ ствован был ею из затрепанной бульварной книжки, но ей он необходим, как воздух, без это­ го Настя перестала бы чувство­ вать себя человеком. Был ее Рауль или Гастон! И в лаковых сапожках ходил! И любил ее До безумия и самозабвения. В голосе Насти-СкоромникО- вой. до того безликом и раздра­ женном, появляется рыдание. Она вырывается из жизни-сна в сон-жизнь, где проживает ее счастье. И... перевоплощается. Жесты царственны, вся она вы­ прямляется, голос модулирует, глаза горят каким-то необыкно­ венным вдохновением. Тем горше разочарование, ко­ торое наступает после ухода Луки. Развеялся туман несбыв­ шихся надежд, и Настю-Ско- кровенной театрализации, жан­ ровая основа пьесы, где имеют­ ся комические, лирические и героико-романтические элемен­ ты. Скоромникова же реши­ тельно отказывается от погони за эффектами и вместе с ре­ жиссером В. Киселевым выст­ раивает образ, начисто лишен­ ный броскости, а также налета сентиментальности и мелодра­ матизма. Ее Нила не может быть «де­ шевкой». «немецкой овчаркой». Единственно, что ока находит возможным предложить для данной ситуации — это роль беззаботной, легкомысленной девушки, которой все нипочем. Никакая львица-обольститель­ ница из нее не получится, это немыслимо и противоестествен­ но для нее. И поэтому Нила Скоромниковой постоянно внут­ ренне иронизирует над той, роль которой ей приходится иг­ рать. Эта усмешка — одновре­ менно и маска девицы, свобод­ ной в своих желаниях и пове­ дении. Она же — защита от не­ нависти окружающих, позволя­ ющая скрыть внутренние нрав­ ственные муки, в коих пребы­ вает почти все сценическое вре­ мя героиня Скоромниковой. Внутренним стержнем образа Нилы является ее работа под­ польщицы, суровая и мужест­ венная, требующая большого риска и сосредоточенности. И актриса,' и режиссер подчерки­ вали-именно эту сторону жиз­ ни героини спектакля. Современный актер должен уметь делать на сцене все: и петь, и танцевать, и читать сти­ хи, и мгновенно трансформиро­ ваться из одного состояния в другое. Во всех работах Мари­ ны Скоромниковой проявляется это умение. Свою любимую роль Марина Скоромникова сыграла совсем недавно. Это Лидия Васильев­ на из спектакля по пьесе А- Ар­ бузова «Старомодная комедия». Ведь до сих пор ее героинями были молодые женщины, судь­ бы и жизненные позиции кото­ рых еще до конца не определи­ лись. Здесь же ситуация совершен­ но иная. Лидия Васильевна давно уже перешла ту черту, когда можно что-то начинать сначала. Она одинока и не уст­ роена. все мечты потерпели крах, и жизнь подходит к свое­ му завершению. Но она была и осталась женщиной. Ей легче казаться смешной и экстрава­ гантной, чем жалкой и поник­ шей. Шутить (и над собой то­ же). шалить, разыгрывать — это она делает с упоением, по­ лучая от своих выходок боль­ шое удовольствие. Ее экс­ центричный характер хорошо выражен в песенке о цирке: Пока мы есть, мы ждем чудес, по ка мы здесь, мы к ним \ при ча стны . Побудем здесь, по ка мы «сть. поха мы в ц и р ке — мы пре кра сны . Когда Марина Скоромникова поет песенку о цирке, она обра­ щается непосредственно в зал. Поет уже не просто Лидия Ва­ сильевна, но и она сама, актри­ са Скоромникова. Она не боит­ ся довериться зрителю. И зал с радостным изумлением прини­ мает этот подарок. Так помимо истории двух пожилых людей, рассказанной со сцены театра, мы уносим еще и рассказ о те­ атре, о профессии актера. Каждый человек проживает одну-единственную жизнь — свою собственную. Актеры про­ живают много жизней — жиз­ ни всех своих героев. Марина Скоромникова прожила уже, если исходить из этих принци­ пов отсчета, около шестидесяти жизней. А сколько еще впере­ ди! Можно позавидовать ей. Т. ЧЕСНОКОВА. Преподаватель музыкаль­ ного училища, театровед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz