История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ПРОЧИТАВ опублшюеан- * * ный недавно в «Поляр­ ной правде» Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного зва­ ния заслуженного деятеля ис­ кусств республики главному ре­ жиссеру Мурманского областно­ го драматического театра Васи­ лию Васильевичу Киселеву, не­ вольно вспомнил 1963-й год. Зайдя как-то в театр, я познако­ мился с новьш режиссером. Ме­ ня удивили тогда два обстоя­ тельства: выпускнику, а если точ­ нее — дипломнику Ленинград­ ского театрального института было на вид лет 35. Взрословат, — подумал я... И другое — он был во флотской шинели. Директор театра, уловив мое недоумение, сказал: — Удивляются многие. И есть чему. Был кадровым флотским офицером, настоял на уходе со службы и связал жизнь с про­ фессиональным искусством. Позже я убедился, что Васи­ лий Васильевич Киселев — че­ ловек интересной биографии, сложной судьбы. Коренной сибиряк. Сын куз­ неца из поселка золотодобытчи­ ков ЮжноЕннсейск Краснояр­ ского края. Школьные и юноше­ ские годы были нелегкими для Василия Киселева и его пятерых братьев и сестер. В то время шла Великая Отечественная вой­ на. Совсем молодой - умерла мать. Василий Васильевич с теп­ лотой вспоминает своего отца — человека с поэтической натурой, первоклассного гармониста. Он мечтал о ток, чтобы Вася стал музыкантом. Для того, чтобы к у п и т ь с ы н у ба­ я н , п р иш л о с ь продать ко р о в у , ко ­ торая , к а к го в о р и тс я , поила и ко р ­ мила всю с м ы о . А ко гд а п риш ло время пос т у п а т ь в м узы кал ьное у чи лищ е в Кра сн о яр с ке , понадоби­ ли сь ден ь ги , и был продан с т а к и ­ ми тр уд ам и п риобре тенны й баян. В у чи л ищ е Киселева го то вы п р и н я ть : он у с п еш н о сдал э кзам ены . Однако надо иметь— свой ин с тр ум ен т. Если отец надеялся видеть своего сы на м у зы ка н то м , то др у ги е были у верены , ч т о Вася ста н е т х у д о ж н и ­ ком . Это, на прим ер , е го ш ко л ьны й товарищ , ны не с ку л ь п т о р , р у ко в о ­ дитель К р а сн о я р с ко го отделения Союза х у д о ж н и к о в Владимир Зеле­ ное и у ч и те л ь ри сования , сейчас и зве с тны й в стране х у д о ж н и к Той- во Ряннеле. Но сам -то Василий Киселев видел себя в будущем арти стом . Под влиянием своего школь­ ного друга, вместе с ннм он уез­ жает в Ленинград и поступает в знаменитую «Фрунзенку». Ус­ пешно оканчивает, получает звание лейтенанта, на Тихооке­ анском флоте становится стар­ шим гидрографом. Но все это время его не покидала мысль о театре. — Огромное удовольствие быть на сцене. Играл я взахлеб, — с юношеским азартом вспоми­ нает он о том, кал участвовал в самодеятельном театральном коллективе Владивостокского Дома офицеров. А тут еще про­ фессиональные артисты флот­ ского театра подогревали моло­ дого офицера: «Да, твое место, конечно же, в искусстве». И распрощавшись с флотом, с интересной профессией, с мате­ риально обеспеченной жизнью, в двадцатндевятнлетнем возрасте, имея уже жену и ребенка, он от­ правляется с ними в Киев. Там его принимают в институт сцени­ ческого искусства на режиссер­ ский факультет, который ведет известный режиссер Мариан Ми­ хайлович Крушельницкий. Васи­ лий учится успешно. Однако прошло полгода, и он с семьей вынужден уехать из Киева. Ви­ ной тому — трудности с жиль­ ем. Путь в Ленинград. Разговор в театральном институте с Георги­ ем Александровичем Товстоного­ вым, выдающимся советским ре­ жиссером, мало ©брадовал аби­ туриента. — Прием на мой курс давно уже закончен, — сказал Товсто­ ногов. — Но раз вы привезли хорошую характеристику от Кру- шельницкого, я приму вас, од­ нако при одном условии: полго да испытательного срока. Выдер­ жите — зачислю. Нет — отчис­ лю, как это, к сожалению, слу­ чалось с другими. Одержимость ли, уверенность ли в себе сделали свое дело. Ки­ селев в институт поступил. А с какой самоотдачей, с ка­ ким рвением он учился! ...Итак, прошло уже трина­ дцать лет с тех пор, как Васи­ лий Васильевич Киселев появил- I N I I E І Щ | І ся в Мурманском театре. О твор­ ческом диапазоне Киселева-ре- яшссера, его исканиях, тяготении к произведениям большой проб­ лематики убедительно говорят поставленные им за это время спектакли: «Таня» — драма Алексея Арбузова, «Сто четыре страницы про любовь» — по пьесе Эдварда Радзннского, че­ ховская «Чайка», «Троянской войны не будет» прогрессивного Ш гцузского драматурга Жана оду, «На дне» А. Горького, чепурннская драма «Мое серд­ це с тобой», «А зори здесь ти­ хие» Б. Васильева, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Клоп» В. Маяковского, «Барабанщица» А. Салынского... Глубокие мысли, большие че­ ловеческие характеры — вот что привлекает режиссера Кисе­ лева. И потому, как только п о является остроконфликтная, ста­ вящая крупные проблемы пьеса, Киселев берет ее на вооружение. Можно назвать хотя бы две та­ кие работы: «Мое сердце с то­ бой» в постановке Киселева, «Человек со стороны» — ре­ жиссера Валерия Келле-Пелле. Василий Васильевич Киселев вырос в Мурманском театре и как гражданин, и как режиссер. Здесь он стал коммунистом. Здесь в 1971 году за свой твор­ ческий труд был удостоен орде­ на «Знак Почета». Безусловно, не все спектакли Киселева созданы на одном уровне. Бывали и у него творче­ ские неудачи и спады. Но ре­ жиссер упрямо идет к цели. А что говорят о нем актеры? Елена Александровна Данило­ ва, заслуженная ' артистка РСФСР, исполнительница глав­ ной роли в первом спектакле Ки­ селева «Таня», вспоминает: — Есть в спектакле тако.і эпизод: у Тани умирает ребенок. Невольно настраиваешься на слезы. Но Василий Васильевич со всей твердостью сказал: «Ни­ каких слез. Таня должна му­ жественно перенести это боль­ шое горе. Но надо, чтобы зри­ тель эмоционально пережил это событие»... А сколько раз мы переделывали финал спектакля! Артистка Клавдия Белова рассказывает: — Шла у меня полоса удач. Говорили, что я неплохо сыгра­ ла в спектаклях «Чайка», «Так н будет», «Сто четыре страницы про любовь», «Девушка с улицы Надежды». Но вот Ксюша в «Лесе» Островского не получа­ лась. Недоволен мной режис­ сер. Он говорит, что я повто ряюсь, что недостаточно прони­ кала в глубину роли, но говорит об этом тонко, тактично. Не только не пропадает, а наоборот, укрепляется вера, что и эту роль ты сделаешь. Для заслуженного артиста РСФСР Василия Ивановича Камкина знакомство с Киселе­ вым началось со спектакля «Тро янской войны не будет». — Эта пьеса впервые в стра­ не была поставлена на мурман­ ской сцене, — говорит Василий Иванович. — Мне поручили роль Гектора. Молодой режис­ сер Василий Васильевич Кисе­ лев заставил сразу поверить в себя. Есть в спектакле такой эпизод. Должны начаться пере­ говоры о мире с Уллисом, пред­ водителем греков. Как их прове­ сти? «С чистым сердцем», — говорю я. — «С чистыми рука­ ми», — бросает фразу режис­ сер. Поначалу непонятна его мысль. Но вот режиссер продол­ жает: мы поставим на сцене зо­ лотой таз, и перед встречей с Уллисом вы будете в нем мыть руки... Сразу возник образ-сим­ вол, становится предельно ясно, как нам сыграть этот эпизод. Журнал «Театральная жизнь» писал об этом спектакле: «...в пьесе доминирует рациональное начало. Ее легко можно пред­ ставить поставленной в тради­ ции классицизма, где герои не ходят, а выступают, не говорят, а изрекают или вещают. Но м о лодой режиссер Киселев создал на основе этой пьесы страст­ ный, темпераментный и очень эмоциональный спектакль»... И далее: «Режиссер прочел пьесу глазами советского художника, преодолевая объективистскую созерцательность произведения». А вот что говорит Владимир Стоменок, исполнивший роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие»: — Повесть Бориса Васильева чудесная. Как нас заразил ею Василий Васильевич! Какие е л о ва он находил для тех, кто вое­ вал в годы Отечественной вой­ ны и отдал свою жизнь во имя победы. Вам, актерам, подчер­ кивал режиссер, все происходя­ щее в спектакле надо восприни­ мать как личное, пропустить че­ рез свое сердце, чтобы на его донышке ничего не оставалось. Так н готовилась — на уровне сердца — эта наша творческая работа. На уровне сердца — только так мыслит свою работу в теат­ ре ВасиДнй Васильевич Киселев. Гр. СОЖИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz