История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

йвОЖНО ЛЮБИТЬ или не любить театр. Но *** если человек ходит на спектакли, то рано или поздно произойдет осознание необходимости быть причастным к происходящему на сцене. Та­ ким спектаклем для меня -стала постановка «Свадьба Кречинского» в Мурманском област­ ном драматическом театре. Откуда-то из глубины сцены появлялся чело­ век с суматошными движениями, в неловко си­ дящем фрачке, то фанатично преданный Кречин- скому, то упоенный иллюзией власти и богатст­ ва. Таким был Расплюев, а играл его Александр Борисович Рогачевскнй._ Что может быть лучше профессии актера? И что может быть сложнее профессии актера? Бес­ численные репетиции, отсутствие свободного времени, зависимость всей жизни от распоряд­ ка театра, от режиссера. И в то же время осо­ знание своей необходимости для зрителя, которое ЛЮ Б О В Ь НАВСЮЖИЗНЬ рождается в процессе общения на спек­ такле. Как можно рассказать про нити контакта, что устанавливаются между за- л°м *і актером? Только неистовая лю- бовь к театру делает из человека актера, делает его жизнь немыслимой без сце­ ны. ...Маленький городишко Никополь, где даже не было своего театра. Зато часто наезжали га­ стролеры. Наверное, именно они и зародили люб^&в к театру у Саши Рогачевского. И вот окончательное решение принято: быть актером, только актером. Саша отправляется погостить в Днепропетровск, к тетке. Там был театр... А. Б. РОГАЧЕВСКНЙ: — Ко г д а я е х а л в Днепропетровск , з н а л — до - моь. не й срнуеъ . Д л я на ч а л а поступил на б у х ­ галтерские к у р с ы , но г р е зи л о театре. В те го ­ ды вовсе не обязательно было учиться , чтобы стать актером. П о р ой у ч и л и с ь непосредст­ венно в театре. Вот я и п р иш е л к Л . С . Сам- бор с к ой , руководителю театра, и с к а з а л : х о ч у быть актером. Н у %а что ж е ты ум е еш ь ? — спро сила она м е н я . Я ответил: нич е го . Т а к или и н а ч е , но в театр м е н я в з я л и . И , на к о н ец , п ер в ая роль — л а к е й в «П о дж и г ат е л я х » Л у ­ начар с к о го . М о й с амы й п е р в ы й текст: «М а д е ­ м у а з е л ь Диана де С э г а н к у р у е х а л а со своей камеристкой неизвестно к у да » . В те г о ды я п е р е и г р а л множество в с я к и х л а к е е в . ' Т о л ь к о одна р о л ь бы л а с ер ь е зн а я — К о л я в и н с ц е н и р о в к е «Идиота»... Жизнь на колесах, в непрерывных гастрольных поездках: Харьков, Донбасс, Херсон, Симферо­ поль... И роли абсолютно разные, одна не похо­ дит на другую. Постепенно формируется творче­ ская индивидуальность, постепенно приходит уме­ ние находить главное для себя в любом образе. Шелестят , листы альбома — снимки, снимки... Мурзавецкий — «Волки и овцы», Любчик — «Ах, эти дети», Хлестаков — «Ревизор», Лещ —- «По­ следние»... Роли, множество ролей, одни из чих любимые, другие нет. Но каждой отдана ча­ стица самого себя, частица своего я. • А. Б. РОГАЧЕВСКНЙ: — В п о л н е естественно, что актер любит о д н и х с в о и х героев больше , д р у г и х . м еньше . Н о ' п о ­ мимо этого, н е пр ем е нн о д о лж н а быть ответст­ венность за то, что дела ешь . П ер ед тем, к а к взяться за б о л ьш ую с л о ж н у ю р о л ь , надо точно знать, «п о дн им еш ь л и » . Своего Хле стакова я сы г р а л в 42 года. I I вовсе не потому, что раньш е не было возможности . Нет. Просто только в 42 года п о н я л , наверное , смо г у сыграть. I I , к он еч но ж е , было о сознание необходимости сделать р ол ь со вр еме нной . В е д ь что бы'там н и го вори ли , а лю б о й образ со вр ем е н ем п р е ­ терпевает и з м е н е н и я , меняются акценты. I I это исторически з а к о н ом е р ны й пр оц е с с . О д ­ нако пор ой р е ж и с с е р ы , да и актеры увлекают­ с я о бно вл ени ем к л а с с и к и . I I у ж с этим н и к а к н е л ь з я согласиться . К а к о е ж е это обновление , е с ли теряется о сновная м ы с л ь драматурга... Тщательно уложенная прическа, ладно сши­ тый фрак и хитрый прищур глаз. Это был не мальчишка, завравшийся и не понимающий до конца происходящего. Хлестаков Рогачевского сознательно шел на обман, и было в нем нечто - от Кречинского, эдакого комильфо... А. Б. РОГАЧЕВСКНЙ: — С е й ч а с мно го говорят и пишут о совремеп - " 7ЮМ спектакле . Что ж е это такое? П о -м о ем у , а это, в п е р в ую очередь , в ы с о к а я культура и с - | п о л н е н и я и ответственность за то, что д е л а ­ ешь . П р им е р ом х о р ош е г о современного , с п е к ­ такля может служить постановка Г . М и х а й л о ­ ва «П р ош л ы м летом в Ч у л и м с к е » . Хотя в н еш ­ н и х эффектов в н е м нет, но этого и не потре­ бовалось . Спектакль с о в р ем е н ен по своему д у х у , по настрою... Я считаю, что н аш театр, несоміненно , выр о с по с р а в н е н ию с п р ош лы м и годами . Я : говорю — н аш театр, хотя у ж е не работаю, но я не боюсь называть театр своим . М о л о д еж ь у пас х о р ош а я : это и А . С ем ен иши - на , Л . Н и ц е н к о , Л . К а ц м а н , А . А з а р ч е н к о . В . П р о к у д и и а . . . Работали в н аш ем театре М . С ам о ч к о , Н . Четверикова , они с ейча с в Л е н и н г р а д е . I I л и ч н о мн е это отрадно, в н е к о ­ тором роде считаю и х с в о им и у ч е н и к ам и . Приходит срок, и человек уходит на пенсию. Для одних это означает полную потерю связи со своей бывшей работой, для других — чья жизнь немыслима без любимого дела, по сути все остается по-прежнему. А. Б. Рогачевскнй на пен­ сии, но его всегда можно увидеть в театре — на премьерах, на репетициях. Любимая работа продолжается. В. ПОРТНЯГИН. * Н А С Н И М К Е : А . Б . Р о г а ч е в с к н й (в центре) в спектакле М у р м а н с к о г о областного драма ­ тического театра «З атюканный апостол».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz