История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

IIIIII IIII 1942 2 . Август. Едем на празднование годов­ щины Полярной дивизии. На станцию Лоухи приехали t большим опозданием. Все вре­ мя бомбили. Немцы старались перерезать железнодорожную ветку. Еще бы, ведь из Мур­ манска поступают оружие, бое­ припасы, которые так нужны, нашей армии. На этот участок брошены все людские резер­ вы. На вокзале нас встретили представители дивизии. Пока ехали на место, попали под артобстрел. К счастью, никто не пострадал. Торжественно вручили мино­ мет командованию дивизии. . Утром дали праздничный кон­ церт. 4 Принимали прекрасно. Бой­ цы приглашали приезжать по­ чаще. Сегодня вечером, когда мы уже собирались уезжать, нас попросили выступить еще раз. Только что вернулись с зада­ ния разведчики. Было уже тем­ но, выступали при свете авто­ мобильных фар. 1942 г. Сентябрь. Сегодня едем а Апатиты. Погрузили на дрезину декора­ ции, костюмы. Дрезина все время останавливается. И вот как назло кончился бензин. Стали, видимо, задолго. А до концерта осталось всего два часа. Решили добираться сво­ ими силами. Мужчины толкают дрезину, потихоньку едем. Правда, нм несладко прихо­ дится: начался дождь. Больше всех досталось Виталию Ильке- вичу. «Это не песни петь», — смеялся он. Так ехали кило­ метра два. Потом подошел па­ ровоз. Выступаем в госпитале. Бой­ цы искренне обрадовались на­ шему приезду. Первый кон­ церт дали в госпитале, котооый через час эвакуируется в Мур­ манск. Бурю одобрения вьізва- Концерты под бомбами (Странички из дневни­ ка О. ПЛОТНИКОВОЙ ) . ло выступление Виталия. Прав­ да, аплодисментов не было — у всех раненых повреждены руки. 1944 г. Октябрь, Сегодня наши освободили Петсамо. Наконец-то фашисты бегут со всех фронтов. Едем давать концерт освободителям Петсамо. Бойцы рассказывают о бое, о себе. Концерт начали и госпитапе. Очень трудным оказалось третье отделение. В большой палате прямо на носилках ле­ жали бойцы и ждали своей оче­ реди к хирургу. Тут же, ва фанерной перегородкой, нахо­ дилась операционная. Врачи нас попросили выступать по­ дольше и погромче, чтобы не было слышн стонов. Думали, не доведем концерт до конца: жара в палате, спертый воздух, крики за перегородкой. Каза­ лось, бойцам не до нас. Но они просили продолжать представление. Когда Виталий Илькевич ис­ полнял песню «Звездочна», ра­ неная девушка разрыдалась. Она снайпер. Тяжелое ранение приковало ее к постели. Вне­ запный отъезд помешал мне спросить фамилию нашей се­ верной героини. Но мы запом­ нили тебя, родная. Последний концерт дали на барже. Бойцы лежали на палу­ бе и в трюме. Немцы уже не те, что были. Солдаты рас­ сказывали, что зачастую фаши­ сты поднимают на- поле боя наших раненых и приносят в медсанбат. А сами сдаются в плен. 1 I ВКЛАД В ПОБЕДУ IIIIIIIII Музы не молчали Старо утверждение «когда говорят пушки, музы мол­ чат». Мурманчане опровергли этот тезис. В грозные годы Вени­ ной Отечественной войны коллектив Мурманского областного драматического театра метким оружием искусства помогал фронтовикам, морякам Северного флота громить ненавистного врага, Воспоминаниями об этих памятных днях делятся актриса Ольга Михайловна ПЛОТНИКОВА и одйн из старейших работников театра гример Константин Петрович УЛЬЯНОВ. На .снимке: концертная бригада театра у фронтовиков. Л ЕТНИЕ МЕСЯЦЫ — время отпусков в те­ атре. Так было и в июйе 1941 года. В Мур­ манске почти никого Из труппы не осталось. Нача­ лась война. Большинство ра­ ботников театра было призва­ но в армию. Я тоже служил сержантом. Примерно через год меня вызвал командир части: — Ты, говорят, артист? Зачем же скрывал? Отправ­ ляйся в распоряжение отде­ ла культуры. Оказывается, обком партии решил собрать всех работни­ ков театра и возобновить вы­ ступления. Но народу набра­ лось очень мало. Н спектак­ ли играть мы не могли. Во ^р ем я выездов ставили от­ рывки из пьес. Коллектив был небольшой, но сплочен­ ный. Как сейчас помню Оль­ гу Плотникову, Виталия Илькевича, Женю Вернад­ ского.., Только группа была сфор­ мирована, как нас отправили в Кандалакшу. И уж оттуда мы разъезжали по всей обла­ сти. Время, конечно, воен­ ное. бывало, при­ едешь, а играть нельзя. То аіртобстрел, то бомбежка. Однако ничего, работали, и бойцы принимали нас пре­ красно. Ну, а делать нам прихо­ дилось все. Я сам гример. Но иногда становился и ар ­ тистом. Когда смотришь со стороны, кажется, что акте­ ру работать просто. Вышел, пересказал кем-то написан­ ный текст. И, только попро­ бовав сам, понял, насколько это тяжелый труд. Жили мы, как я говорил, з Кандалакше. Город бом­ били непрерывно. Сколько раз было — только выйдешь из убежища, и вдруг опять налет. Поэтому репетиции устраивали прямо в бомбо­ убежище. 4 Постепенно труппа росла, пришли Арйольд Йисельгоф, Федя Фролов. К концу войны у нас был вполне сформиро­ ванный коллектив. Когда выезжали на пе­ редовую, то приходилось на­ девать маскхалаты. Немцы просматривали сопки очень внимательно. Мы сначала этого не знали и чуть не поплатились. Я ' и Женя Вернадский в перерыве меж­ ду концертами пошли побро- дЬть около озера. То ли нас заметили, но вдруг начался артобстрел. И бьют фрицы прямо по тому району, где мы. Залегли в воронке. Все кончилось благополучно. Да сколько было всяких эпизодов! Война была для всех. И мы по мере своих сид старались внести свой іГкііад в победу. К. У Л Ь Я Н О В . ОЯаНЖад иеадаыеп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz