История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
IIIIII IIII 1942 2 . Август. Едем на празднование годов щины Полярной дивизии. На станцию Лоухи приехали t большим опозданием. Все вре мя бомбили. Немцы старались перерезать железнодорожную ветку. Еще бы, ведь из Мур манска поступают оружие, бое припасы, которые так нужны, нашей армии. На этот участок брошены все людские резер вы. На вокзале нас встретили представители дивизии. Пока ехали на место, попали под артобстрел. К счастью, никто не пострадал. Торжественно вручили мино мет командованию дивизии. . Утром дали праздничный кон церт. 4 Принимали прекрасно. Бой цы приглашали приезжать по чаще. Сегодня вечером, когда мы уже собирались уезжать, нас попросили выступить еще раз. Только что вернулись с зада ния разведчики. Было уже тем но, выступали при свете авто мобильных фар. 1942 г. Сентябрь. Сегодня едем а Апатиты. Погрузили на дрезину декора ции, костюмы. Дрезина все время останавливается. И вот как назло кончился бензин. Стали, видимо, задолго. А до концерта осталось всего два часа. Решили добираться сво ими силами. Мужчины толкают дрезину, потихоньку едем. Правда, нм несладко прихо дится: начался дождь. Больше всех досталось Виталию Ильке- вичу. «Это не песни петь», — смеялся он. Так ехали кило метра два. Потом подошел па ровоз. Выступаем в госпитале. Бой цы искренне обрадовались на шему приезду. Первый кон церт дали в госпитале, котооый через час эвакуируется в Мур манск. Бурю одобрения вьізва- Концерты под бомбами (Странички из дневни ка О. ПЛОТНИКОВОЙ ) . ло выступление Виталия. Прав да, аплодисментов не было — у всех раненых повреждены руки. 1944 г. Октябрь, Сегодня наши освободили Петсамо. Наконец-то фашисты бегут со всех фронтов. Едем давать концерт освободителям Петсамо. Бойцы рассказывают о бое, о себе. Концерт начали и госпитапе. Очень трудным оказалось третье отделение. В большой палате прямо на носилках ле жали бойцы и ждали своей оче реди к хирургу. Тут же, ва фанерной перегородкой, нахо дилась операционная. Врачи нас попросили выступать по дольше и погромче, чтобы не было слышн стонов. Думали, не доведем концерт до конца: жара в палате, спертый воздух, крики за перегородкой. Каза лось, бойцам не до нас. Но они просили продолжать представление. Когда Виталий Илькевич ис полнял песню «Звездочна», ра неная девушка разрыдалась. Она снайпер. Тяжелое ранение приковало ее к постели. Вне запный отъезд помешал мне спросить фамилию нашей се верной героини. Но мы запом нили тебя, родная. Последний концерт дали на барже. Бойцы лежали на палу бе и в трюме. Немцы уже не те, что были. Солдаты рас сказывали, что зачастую фаши сты поднимают на- поле боя наших раненых и приносят в медсанбат. А сами сдаются в плен. 1 I ВКЛАД В ПОБЕДУ IIIIIIIII Музы не молчали Старо утверждение «когда говорят пушки, музы мол чат». Мурманчане опровергли этот тезис. В грозные годы Вени ной Отечественной войны коллектив Мурманского областного драматического театра метким оружием искусства помогал фронтовикам, морякам Северного флота громить ненавистного врага, Воспоминаниями об этих памятных днях делятся актриса Ольга Михайловна ПЛОТНИКОВА и одйн из старейших работников театра гример Константин Петрович УЛЬЯНОВ. На .снимке: концертная бригада театра у фронтовиков. Л ЕТНИЕ МЕСЯЦЫ — время отпусков в те атре. Так было и в июйе 1941 года. В Мур манске почти никого Из труппы не осталось. Нача лась война. Большинство ра ботников театра было призва но в армию. Я тоже служил сержантом. Примерно через год меня вызвал командир части: — Ты, говорят, артист? Зачем же скрывал? Отправ ляйся в распоряжение отде ла культуры. Оказывается, обком партии решил собрать всех работни ков театра и возобновить вы ступления. Но народу набра лось очень мало. Н спектак ли играть мы не могли. Во ^р ем я выездов ставили от рывки из пьес. Коллектив был небольшой, но сплочен ный. Как сейчас помню Оль гу Плотникову, Виталия Илькевича, Женю Вернад ского.., Только группа была сфор мирована, как нас отправили в Кандалакшу. И уж оттуда мы разъезжали по всей обла сти. Время, конечно, воен ное. бывало, при едешь, а играть нельзя. То аіртобстрел, то бомбежка. Однако ничего, работали, и бойцы принимали нас пре красно. Ну, а делать нам прихо дилось все. Я сам гример. Но иногда становился и ар тистом. Когда смотришь со стороны, кажется, что акте ру работать просто. Вышел, пересказал кем-то написан ный текст. И, только попро бовав сам, понял, насколько это тяжелый труд. Жили мы, как я говорил, з Кандалакше. Город бом били непрерывно. Сколько раз было — только выйдешь из убежища, и вдруг опять налет. Поэтому репетиции устраивали прямо в бомбо убежище. 4 Постепенно труппа росла, пришли Арйольд Йисельгоф, Федя Фролов. К концу войны у нас был вполне сформиро ванный коллектив. Когда выезжали на пе редовую, то приходилось на девать маскхалаты. Немцы просматривали сопки очень внимательно. Мы сначала этого не знали и чуть не поплатились. Я ' и Женя Вернадский в перерыве меж ду концертами пошли побро- дЬть около озера. То ли нас заметили, но вдруг начался артобстрел. И бьют фрицы прямо по тому району, где мы. Залегли в воронке. Все кончилось благополучно. Да сколько было всяких эпизодов! Война была для всех. И мы по мере своих сид старались внести свой іГкііад в победу. К. У Л Ь Я Н О В . ОЯаНЖад иеадаыеп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz