История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Леонид НИЦЕНКО — лауреат его участников. Сегодня газета прошлого тура смотра творчест- начинает публиковать портрет ай ва артистической молодежи обла- тераг где делается попытка про сти. Начался новый этап смотра» анализировать пока еще неболь- и молодой артист снова в числе шой его творческий путь. С ПЕКТАКЛЬ НАШЕГО ТЕАТРА «Прошлым летом в Чулим- ске» по пьесе А. Вампилова — драма высочайшего накала стра стей. Если бы пьеса со схожим сюжетом попала на сцену про шлого века, трагики развернулись бы в ней вовсю. Но пьеса совре менная, а играют в ней актеры нашего времени. И по ней можно судить о некоторых особенностях современного театра и актера. Главная роль следователя Ша манова поручена Леониду Ни ценко. Даже іТо первому впечатлению п р и в л е к а е т к ак ая -то р в ущ а я с я н а р уж у т я г а к чистоте , к обновле нию. Внешне в с е вы гл яди т иначе. Все его сущ е с тво вроде бы сми рилось . сломлено . С к у ч ны й ,. вя лый , равнодушный , несобранный . Но по тому яр о с тн ом у всплеску , при котором в и л к а в его р у к е п р е в р ащ а е т с я в рогатину , н а кото рую он н а с аж и в а е т невидимых врагов , ч у в ству ет ся , что э т о т ч е л о в е к ещ е не сд ал ся (на верхнем снимке). В к аж дом слове Ш аманова , в каждом ж е с т е — б е зр а зли ч и е . Но э то то н апу скн о е равнодуши е , под ко торым с к ры в аю т с я с тр асти необы кновекной мощи . Ш аманов не сд авш ий ся , а сдавш ий . Он сдал позиции , но не мож ет сло ж и т ь оружие . К АКОЙ ЖЕ ОН, современ ный актер, и может ли в на ше время быть актер несовре менным? Актерское искусство отражает не столько внешние черты време ни, сколько человека — творца эпохи. Время налагает особый от печаток на людей. Быть современ ным актером — значит прежде всего быть современным* челове ком. Не по одежде, языку, мане рам, а по образу' мыслей и по действиям. Высокий к у л ь ту рны й уровень з р и т е л я тр ебу ет о т а к т е р а , чтобы он был ин тел л е к ту а л ен . А ктер о б я з ан не тол ько п р ои зн о си ть ум ны е слова , но и т а к п р о н и к а т ь в них , чтобы с амы й о б р а зо в ан ны й .з р и т е л ь поним ал — э то говори т '. умный ч еловек , с ним ин тересно . рТ емп ж и зн и со зд ал новую ф орм у :д р ам а ту р ги ч е ско г о прои звед ени я . ^ Элегическое, н еторопливое разви* і тие к о нф л и к т а давн о уш ло в про- «j шлое. Создался коро ткий по в р е мени , но н а сыщ енны й действием и мы слью новый тип др ам а тур гии , •лДва а к т а , ч еты р е -п я т ь д ей с т вующ их лиц , един ство м еста , ди н ам и к а сц ени ч еской ж и зн и — все это с т ави т п е р ед совр ем енным а к т ер ом непрем енное у сло ви е — бы ть личностью . Н еобычайно вы с о к а я о бщ еств енн ая значимо с ть , всепроникающ ее влияние а к т е р а Чем меньше вокруг справедли вости, добра, тем больше о них мечтается. Тем сильнее к ним стремятся, хотя порой боятся при знаться в этом себе. Таков и Шаманов Леонида Ни ценко. / Кульминация об р а з а — встр еч а Ш ам анова с Павлом (в ин тересной ин т ерп р е т ац ии В. Стоменка). Ша м анов бу кв ал ьно родился заново , у знав , что его лю бит молодая, пре к р а сн а я . ч и с т а я девуш ка . Для не го это а к т во зрождения . С Валей он с в я зы в а е т мы сли о будущем . Но ?.ігновенный в зл е т мечты см е н я ет ся раздум ьем . В этом тоже кач е с тво совр ем енно го ч ел о в ек а и а к т е р а . Все в о сп рин им а е т с я т е п е р ь не стол ько сердцем , скол ько разумом . Мы м ечтаем о необы кно венной любви , а с тол кну вш и с ь с ней, бежим без оглядки . В стр етили сь соп ерники . Предла г а я Павлу пистолет, Шаманов-Ни- ценко пон ач алу б р а ви р у е т не хр абро стью , а бе зр а зличи ем . Как все просто! В э то т момент он ду мает тол ьк о о себе. Себя уби ть он не хоч ет и ие может. Не и з т р у сости или недо с та тка волн. Нет! Просто подсо зн ательно , несмотря па все невзгоды , он вери т . Вера си льн ей его слабости . Бы ть у б и тым другим? Тут у ж судьба . И к о г д а у П авла уж е нет пути н а з ад — пистолет п ри с т авл ен к животу Ш аманова. — то т обнимет голову п арн я , прижм ё т ее к плечу , з а к ры в а я ем у гл а з а , оп р а в ды в а я убийцу , д а в а я ему во зм ожно сть с о в е рш и ть к а к бы б е с с о зн а т е л ь ное действие . Ж е р т в а — палач , палач — ж ер тва ... Кто и з ни х кто? В этом весь Шаманов. В этом весь Ниценко. Актер не рвет на груди рубаху и страсти в клочья. Он разрывается сам. Нерв совре менного человека бьется в нем. Его Шаманов сдерживается до нечеловеческого, казалось бы, предела. Предела, который сжи гает все внутри. Но уж когда на пряжение переходит границу, то на наших глазах вспыхивает такое пламя, что, кажется, все сгорает в нем. Современный человек приучен к огромным нервным нагрузкам. И Леонид Ниценко знает это. Жажда добра и справедливости даже у последнего предела вот основная мысль актера. Она современна так же, как и актер, вложивший ее в обраэ. - (через телевидение , кино, театр) п р едъ я вл яю т к нему соверш енно новые тр ебования . Идейность, э т и к а . м о р ал ь современного а к т е р а должны бы ть н а такой вы соте , чтобы у з р и т ел я во зни кл а по тр ебно сть бы ть похожим не то л ь ко на обр азы , с о зд ан ны е им. но и На сам о го творца . Одна и з х а р а к т е р н ы х вн еш них ч е р т современно го а к т е р а — пол ное о т су т с т ви е аф ф е к т а ц и и в п р о явл ении ч у в с т в и в по с туп к ах , д аж е н е к а я н а р о ч и т а я при землен - ность , и с к у сн а я и г р а в неверие необходимости вн еш н е го п р о я в л е ния эмоций . А ктер неи зм ерим о глубже чем когда -либо п е р еж и в а ет любое чу вство вну тр енне . У него р а зви то чу вство вну тр енней др ам атур гии , т е а т р а в себе. Мало говоря , он много вообр аж а ет , а зн ачи т , тонко ч у в с т в у е т . Нервные ок он ч ан и я современно го ч ело в ек а обнаж ены , Каждое, д аж е легкое при ко снов ени е о т р аж а е т с я в ду ше, И в гл а з а х . Ведь г л а з а — з ер к ал о а к т е р а . СОВРЕ МЕННЫЙ АКТЁР Творческий портрет актера Мурманского областнѳго драматичешго театра Леонида КИЦЕНП Эта черта раскрывается в лег кой усмешке, иронии над всем* что требует проявления чувств. И над собой, как творцом, если логика образа подсказывает не обходимость ее проявления. Но за этим скрывается необычайно высокое чувство гордости, боязни показаться смешным там, где есть хоть малейший намек стать’ им. За этой усмешкой, как за щи^ том, скрыта извечная потребность' в выражении высоких чувств еьн соким слогом. Помимо п он яти я со вр ем енн о с ти а к т е р а сущ е с т в у е т т в о р ч е с к а я ин ди ви ду ал ьн о сть . К ак нет один ако вы х с о в р ем ен ны х людей , т а к не бы в а е т а к т е р о в , п о х ож и х д р у г на д ру га . В т е а т р е т е п е р ь нет д е л е ний а к т е р о в н а ам плу а . Вероят но, это хорош о . Ведь ам п л у а — я р лы к а к т е р а , ч ащ е по чисто вн ешним к ач ествам . Г І ОПРОБУЙТЕ определить * * амплуа Леонида Ниценко. Он сыграл Актера («На дне») и современного актера Андрея («Три дня и вечность»), Неспано- ва («Справедливость —- мое ре месло»), Бусыгина («Старший Сын»), Кочкарева («Женитьба»), дона Мануэля («Дама-невидим- ка»), Шурика («Счастливый Шу рик») и еще несколько менее зна чительных ролей. И это за четы ре сезона. Разные роли. По-раз ному решаются они актером. Но непроизвольно привносит он свое современное отношение И Совре менные черты. В спектакле4 «Старший сына Леонид Ниценко создал обраэ Бусыгина (нижний герой привлекает неоднозначностью, чай, когда актер нашел множеств во оттенков ведущего цвета об раза. А цвет этот — доброта. . Удивительная доброта, пробиваю щаяся через множество помех. Б у сы гин у Ниценко — уж е сло ж и вш а я с я личность . У него т в ерды й , х о т я и ерш и с ты й х а р а к тер . Уже в первом появл ении Бу сы гин не просто зам ер зш ий , о к а з а вш и й с я б е з к р о в а на ноч ь п а рень . а ч е л о в е к со своим о тнош е нием к прои сш едш ем у к ом и ч е ско му вн ешн е событию . «У людей кож а толстая* . — го вори т он, и :щ этой ф р а зой — гор еч ь много опытного ч еловека , н е р а з с т а л ки в ающ е го с я с лю дской ч е р с т востью . ко торы й сам ст ал от э то го внешне ч ер ств ее , ж ес тч е . Попав в необычную ситуацию* Бусы гин -Ниценко к а к бы п е р еж и т в а е т давно п ер еж и то е , п е р ед ум ан ное. Он зо л н а С ар аф ано в а , будто соб ственны й о тец п е р ед ним . И хо тя в сцене , ко гда Б у сы гин п р е д с т а в л я е т с я В асеньке , а Са р аф а н о в вы я сн я е т им я е го м а т е ри, а к т е р ч у ть -ч у ть п е р е и г ры в а ет . к ом и ку я си туацию , д аж е з д е с ь Б у сы гин — ч ел о в ек чу тки й , о т зы вчи вы й . О бъясняясь* с лю би мой, с т р ем я с ь о т кры т ь ей г л а з а на н едалеко го ж ен их а , он д ел а е т это со злой иронией , с с а р к а з мом. Но э т а зл о с т ь на ч ел о в еч е скую бли зору ко сть , а не на кон к р е т н ы х людей — Нину и Куди мова. С арка зм , рож денны й в с е тем ж е стр ем л ени ем к х орош ем у , Qн видит, что хорош о , ч то плохо . Й потому не поним ает , к а к ж е другие -то не видят . Он у лы б а е т с я н а д милыми н еур ядиц ам и с ем ьи С ар аф ано вы х , но в то ж е в р ем я с о зн а е т , что он с ам — един ст в енны й , к то м ож ет им помочь , Б у сы гин немно го ск о в ан н е е с т е с тв енно стью полож ения . Он уж е £ р ад бы сб еж а ть и з этого дома, но в то ж е в р ем я чувству ет , что при чи ни т всем гоое, со в е рш и т п р ед а те л ь с тво . В Б у сы гин е п р о б уж д а е т с я о тв е т с тв ен н о с ть , ис к о н н а я о б я з а н н о с ть м уж чины — о х р а н я т ь очаг. Он в зро сл ее т , с т а н о в и т с я сер ь е зн ей . В Бусыгине Леонид Ниценко остается собой по сути. Он вдох нул а образ свое понимание жиз ни, свое отношение к действию. Стремление актера к современ ной манере исполнения воплоти лось а роли как внешне, так и внутренне. Бусыгин — личность и интеллектуал, в меру ироничен, легко раним, живет болью дру гих, сдержан в проявлении чувств/ бткрыт душевному благородству и щедрости. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед, ^Продолжение следует.), , . снимок)* Его прежде всего Это тот слу«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz