История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
UEPE3 сложный лабиринт ка- *ких-то коридоров, перехо дов, лестниц вы попадаете в не большой кабинет, который вгідЛ- не можно было бы назвать ком натой чудес. На стенах в раМкйх и без рамок висят картины, на броски, эскизы, на стеллажах — груды чертежей, книг. На специальных подставках — Макеты театральной сцены. Некоторые, как говорят в теат ра, «заряжены», снабжены ми ниатюрной, прямо-таки игру шечной декорацией. Это ма ленькие интерьеры, в которых есть столы, стулья, прочая ме бель. Есть ДаЖе занавески. На Чертежном Столе ~ детали разобранного макета и, конечно же, чертеж сцены, на которой будет происходить действие очередного спектакля. Хозяин этой чудёснОй комна ты — заведующий постановоч ной частью . МурМанСкого об ластного драматического театра Аркадий Николаевич Кгіязев. Собственно, о характере его тру да и обязанностей как раз и рассказывает лучше всего его кабинет. Зритель, приходя на спек такль, застает уже все готовым: готовые декорации, костюмы, реквизит. Определённым обра зом организована сцена. Все это органично вкЛЮчёно в спек такль, играя там свою, малень кую или большую, но всегда важную роль. ' Вот за всю эту постановочную часть и отвечает ее заведующий. Сколько сил уходит на чисто техническую подготовку спек такля, не всегда знают не только зрители, но и актеры. Начинается все с Художест венного совета, на котором ут верждаются эскизы оформления сцены. Дело художника — найти образное решение оформления спектакля (в соответствии с за- МЫСЛОМ реЖйОбера) и ЩЖста- ТОВАРИЩ О ТОВА РИЩ Е КОМНАТЫЧУДЕС вить его в общем виде. А вся деталировка, как гово рится, до гвоздика, до проволоч- ки остается за постановочной частью. На эскизе — сооруже ние, напоминающее мостик. Затем к эскизу добавляется ра бочий чертеж. Аркадий Николаевич с пред ставителями подсобных цехов подробно разбирает, из каких деталей должна состоять «эта штука», как детали должны крепиться между сЬбой. • — Здесь надо Прибавить гйоз- дей, — слышитСя его деловитый голос. — Учтите: человек, кото рый весит пусть даже сто кило граммов, должен проходить тут спокойно. Построить декорацию — глав ная задача. Когда ата часть ра боты сделана, можно вздохнуть. Правда, останется еще тысяча всяких мелочей, вопросов, возни с которыми хватит до самого спектакля. Кабинет заведующего поста новочной частью — это штаб, направляющий и связующий работу всех вспомогательных цехов. Аркадий Николаевич постоян но беседует с гримерами, бута^ форами. Памятуя о необходимо сти бережно относиться к сред ствам, он прежде всего Думает о том, нельзя ли использовать (конечно, без ущерба для дела) старый реквизит, что-то приспо*- собить, переделать... В работе Князеву «помогает» прекрасное знание театра. Ведь он, можно сказать,; вырос здесь. Пришел в театр в 1950 году ше- стнаДцатяЛеТним rtOffipOcrxOM, не оконний даже средней шко лы. Его взяли рабочим сцены. Уже тоеда любую, самум, каза лась бы, неблагодарную работу он Выполнял с любовью. Просто приятно было смотреть. — Влюблен В театр, — говори ли про него. Эта влюбленность, одержи мость работой й НОепОСОбСтйойа- ла быстрому его прбДВиженшо. Через Месяц он уже был стар шим рабочим сцены. А ч і год — помощником режі (оставаясь прй этом старшим рабочим сцены). Иногда Аркадия занимали а ма леньких ролик. И к аткм садим выступлениям Он относился серь езно и Ответственно. как и и лю бому другому делу. Однажды про изошел непредвиденный случай, о котором н сейчас к театре вспоми нают с уЛывкой. В однЬм из спек таклей он должен был сыграть «часойого при пакете». На репети ций* tee шла хорошо, но t t бремя премьеры маленький Ларнншк* • длинной ие но ростѵ шнкелн, с еинтоанОй йыгллдел настолько ко мичным, что арители смеялись. Ча совой яйно отвлекал их от важного диалога, который шел а ѵд время на сцене. растерявшийся режиссер шептал из-за кулис: — Уходи, Аркаша, ее сцены! А тот, не разжимая зуво», Чуть слышно отвечал: „Не могу... Пвст покинуть н« мвгу? ѵ Тан и простоял до закрытий за- nttlfCfl» После службы а советской Армии Аркадий КзхАШ снОйа вернулся в ■***£. Как будто и не было этого трехлетнего от сутствия. С еще большим энту зиазмом взяЛсй он за работу. Вскоре его избрали секретарем комсомольской организации. Заведующим постановочной частью Аркадий Николаевич стал пять дет назад. Ответствен ная должность потребовала пре жде всего знаний. А их-то как раз Оказалось недостаточно. Князев окончил вечернюю шко лу, учился в Москве на кур сах при мастерских ВТО. Неза менимым помощником оказался и собственный опыт долгбй ра боты в театре. Объединить усилия всех це хов, работающих на спектакль: поделочного, монтировочного, столярногО, костюмерного» гри мерного, бутафорского, реквизи- торского — задача нелегкая. У нас шутЯт, что заведующему по становочной частью приходится быть и художником, и инжене ром, и архитектором, а также плотником, столяром и слеса рем! А Князев, надо добайиТь к этому, всегда не тоЛько руково дитель, НО й ученик. Учиться 6н не стесняется. Потому, наверно, и авторитетом пользуется насто ящим, подлинным, как гойорит- ся. не по долгу, а по душё. Когда в коллективе узнали, что Аркадию Николаевичу Кня зеву присвоено зйанйё заслу женного работника культуры РСФСР, радость была общей. Мы знаем, что это эйаниё не даст А. Й. Князейу успокоиться, остановиться. Каждый дёнь мы ййЯйМ этого СкрОмногО человека в поисках, в труде, в вёчно ки пучей жизни театра, той повсе- Днеёнбй, наполненной заббтамм ЖИ&Ни, которая скрвіТа от глаа зрителей. В. КАМКИН. Заслуженный артист РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz