История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

К ■'ОТКРЫТИЮ' ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА Завтра Мурманский област­ ной драматический театр откры­ вает свой 35-й сезон. Каким он будет? Этот вопрос волнует сегодня и нас, работни­ ков театра, и зрителей. И, ко­ нечно, прежде всего зрителю хочется узнать, какие пьесы он увидит на нашей сцене. Работу по формированию ре­ пертуара театр начал задолго до конца прошлого сезона. Мы прочли н обсудили в коллективе большое количество пьес, но лишь единицы из них осели в нашем репертуарном портфеле... Но об этом чуть позже. Хотелось бы поговорить вначале • сезоне минувшем . Он был отме­ не» рядом значительны х событий. Закончился двухлетний смотр ра­ боты театров с творческой моло- демсью, проводимый Министерством куль туры РСФСР. Первое место по нашей области присуждено колле к­ т и в у областного- драмтеатра. Дипло­ мами первой степени награждены ар ти ст Л . Ниценко, режиссер В. Кел- ле-Пеяяе, второй степени — арти­ сты В. Стоменок, К. Белова. Театр участвовал во Всесоюзном фестивале, посвященном 50-летию образования СССР, спектаклем «За­ тю ка н ны й апостол». Дипломом вто­ рой степени награждены уча стни ки сп е кта кля : режиссер Г. Михайлов, заслуженные артисты РСФСР К. Баздеров и Е. Данилова, артисты М. Самочио, Н. Четверикова. Приятным событием стало при­ суждение заведующему постановоч­ к е * частью театра А . Н. Князеву злкания заслуженного работница кул ь туры РСФСР. Для нас это тем боне* приятно, что Ар кадий Нико­ лаевич буквально вырос в нашем коллективе, пройдя долгий п у ть от рабочего сцены до руководителя с п о я ^ й ш е г о цеха, ка ким является Все-ага* конечно, хорошо. Но ло немало. Репертуар был явно беден интересными пьесами, особенно в сравнении с предыду­ щим сезоном, когда появились пьесы «Человек со стороны» И. Дворецкого, «А зори здесь тнхне_.» Б. Васильева, «Затю­ канный апостол» А. Макаенка, «Валентин и Валентина» М. Ро- щнна. Именно с высоты худо­ жественных качеств этих пьес (а значит, и спектаклей) исклю­ чительно трудно было формиро­ вать репертуар прошлого сезо­ на. Поэтому мы сами склонны считать прошедший сезон не со­ всем удачным. Ко всему зтом у он был трудным !*© ряду др у ги х обстоятельств (по разным причинам из т р у п пы выбы­ ло семь ведущих актеров). В ре­ зультате в середине сезона из ре­ пертуара театра выпало несколько спе кта клей , была остановлена ра­ бота над спектаклем «Лошадь Пржевальского»' М. Шатрова. Несмотря на напряженнейш ую обстановку, коллектив театра смог Преодолеть все организационные и финансовые трудности . Более то­ го, удалось вы п у с ти ть запланиро­ ванное количество спе кта клей и со­ храни ть для нового сезона спек« та кл ь «Дама-невидимка* П. Каль­ дерона (режиссер — заслуженный деятель и с кусств КАССР И. Петров), премьера которого состоится 14 сен­ тября. Собственно, новым с п е к та к­ лем для мурманчан является и ко ­ медия «Ситуация», поставленная по пьесе В. Розова «под занавес» сезо­ на. Прошлый сезон Дал ряд инте­ ресных актерских работ. Новы­ ми гранями своего мастерства порадовали зрителей заслужен­ ные артисты РСФСР К. Базде­ ров и Е. Данилова, артистки К. Белова, Е. Нюхтина в спек­ такле «Солдатская вдова», A. Магомаёва. заслуженные ар­ тисты РСФСР В. Камнин и B. Тарасов, артистка Ф. Шевя- кова — в «Белом платье мате­ ри»; В. Стоменок, М. Скоромни- кова, В. Кацман, Г. Серегина — в «Ситуации». Как здесь не вспомнить отличную работу Е. Иоффе в детском спектакле «Карлсон снова прилетел», где он с большим увлечением игра­ ет любимца детворы Карлсона. Тем не менее жаль, что и-для Е. Иоффе, и для народного ар­ тиста РСФСР В. Туманова, и для других ведущих артистов нашего театра сезон оказался не таким благоприятным, как бы этого хотелось. Наша забота — не допустить подобного впредь. Теперь о предстоящем сезоне. Прежде всего необходимо ска­ зать о том, что он в нашем теат­ ре в этом году открывается не­ обычно рано и репертуар его еще не утвержден. Утверждение репертуара произойдет в Мини­ стерстве культуры РСФСР в конце сентября — начале ок­ тября. Но есть два спектакля, ко­ торые уже «в работе». Это — «Долги наши» Э. Володарского и «Клоп» В. Маяковского. Э. Во­ лодарский — известный проза­ ик, но «Долги наши» — его про­ ба пера в жанре драматургии. кает в пьесе знанием современ­ ных жизненных процессов, глу­ боким проникновением в люд­ ские характеры, пониманием за­ конов сценического действия. В пьесе автор остро ставит проблему личной ответсівенно- сти человека перед самим собой, перед людьми. Спектакли по этой пьесе уже с успехом идут в ряде театров страны. Наша пре­ мьера состоится во второй поло­ вине октября. Спектакль гото­ вит режиссер В. Келле-Пелле, оформляет его художник театра Н. Гарпиннч, в главной роли за­ нят народный артист РСФСР В. Туманов. Наш театр ни разу еще не об­ ращался к творчеству В. Мая­ ковского. В год 30-летия вели­ кого пролетарского поэта мы «отважились» на постановку его феерической комедии «Клоп». Драматург Маяковский в своих пьесах задает актерам, режиссе­ рам сложнейшие задачи, решать которые исключительно трудно, но увлекательно. Здесь потребу­ ются от театра те средства ху­ дожественной выразительности, которыми мы, может быть, еще ни разу не пользовались. Рабо­ та над «Клопом» для нас сво­ его рода эксперимент. Чем он закончится, об этом мы вме­ сте с нашими зрителями сможем судить в ноябре этого года. Обращение к «Клопу» М ая ковско ­ го для нас ,не просто юбилейная дань памяти талантливейшего со­ ветского поэта. В пьесе остро и ед­ ко разоблачается, высмеивается мещанство во всех его проявлени­ ях, показываю тся его природа, его опасность на всех этапах строи­ тельства общества будущего. «Моя вещь, — писал о своей пьесе В. М ая ковский , — один из желез­ ны х прутьев В той самой железной метле, которой мы выметаем этот мусор». Фантазируя, Маяковский перебрасывает действующ их лиц на 50 лет вперед, т . е. в те годы, в которые мы живем . И если пер­ вые зрители 1929 года могли, к а к говори т поэт «... предположительно мечтать» об этом будущем, для нас оно явь, мы можем убедиться в дальнозоркости и остроте зрения В. М аяковского. Постановка спектакля «Клоп» поручена мне, художник спек­ такля — заслуженный худож­ ник РСФСР В. Чудзин, главный художник нашего театра. Заинтересовался театр новой комедией М. Рощина «Старый Новый год». Эта пьеса и «Клоп» В. Маяковского имеют внутрен­ нюю связь, один прицел крити­ ки — мещанство.. Только в пье­ се М. Рощина действуют, естест­ венно, наши современники. А. Вампнлова, молодого, та­ лантливого драматурга, к сожа­ лению, недавно трагически по­ гибшего, мы считаем «своим» драматургом. Своим потому, что его творчество заинтересовало нас еще до того, как он стал ши­ роко известным. Несколько лет назад мы поставили его пьесу «Старший сын». Спектакль был тепло встречен зрителями Мур­ манска, области. Его новая и по­ следняя пьеса «Прошлым летом в Чулимске» подтверждает уди­ вительную способность молодо­ го автора через малое, казалось бы, будничное рассказать о большом и самом сокоовенном. Привлекла наше внимание пьеса Э. Радзинского «Беседы с Сократом». Молодой драматург Э. Радзинский был широко изве­ стен способностью тонко чувст­ вовать сегодняшнее время со всеми его точными приметами и нюансами. События же его пьесы «Бесе­ ды с Сократом» происходят в давние дни до нашей эры. Од­ нако от этого обращения в прош­ лое пьеса не теряет своей внут­ ренней злободневности, остроты, приобретая также глубину, фи­ лософичность. Работает театр и с местными авторами по созданию пьесы о рыбаках, о тех проблемах, кото­ рые волнуют тружеников моря. Мы надеемся в предстоящем се­ зоне завершить эту работу. Над какой бы из этих пьес ни работал коллектив театра, в центре внимания его находится и будет находиться наш совре­ менник, размышления о его об­ лике, утверждение коммунисти­ ческой морали и этики. В «запаснике» театра пьесы: «Из жизни деловой женщины» А. Гребнева, «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, «Ужин на пятерых» Э. Ветемаа, «Счастли­ вый Шурик» Е. Габриловича, «Прежде, чем пропоет петух» Я. Буковчана. Как всегда, будет у нас и постановка для детей. Какая, точно пока не знаем. Возможно, «Недоросль» Д. Фон­ визина, Даже из предварительного пе­ речня пьес, заинтересовавших театр, должна просматриваться наша прежняя линия: ориентиру­ емся на современность, отдаем предпочтение пьесам советских драматургов и, прежде всего, молодых, талантливых. Наш современник, его внут­ ренний мир во всей его сложно­ сти, тонкости и значительно­ сти — неисчерпаемый объект исследования для артиста, ре­ жиссера. В решении этой задачи, а также задачи воплощения обра­ за нашего современника и со­ временных жизненных процес­ сов — наша главная забота н в наступающем сезоне. В. Главный режиссер Мурман­ ского областного драматиче­ ского театра. НА СНИМКЕ: сцена из спек­ такля «Солдатская вдова». Ма­ рийка — артистка К. Белова, председатель колхоза — заслу­ женный артист РСФСР К. Баз­ деров. Фото А ., Семыкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz