История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

I / ЛАВДИЯ , . БЕЛОВА в ** Мурманском театре уже более десяти лет. Были в ее творческой жизни подъемы и спады/ были удачи и полуУда- чи, были, наверное, й провалы. Актриса сыграла очень извест­ ные, выигрышные роли, совре­ менного репертуара. Наташа («104 страницы. . про .любовь» Э. Радзішского), Геля . («Вар-, шавская мелодия» Л, Зорина),. Вал я,.(«Валентин и Валентина» М. Ррщина),. Множество менее известных, но тоже достаточно, приметных ролей. Она сыграла Лену в спектакле «На золотом дне», Аксюшу в «Лесе» и, на­ конец, Иііну Заречную в чехов­ ской «Чайке» : предел меч­ таний каждой молодой актрисы. Г Л А В Н А Я ТЕМА ? Клавдия Белова - г актриса не такого улс безграничного диапазона, как может показать­ ся при ретроспективном взгля­ де на ее роли за десятилетие. Если воспользоваться термино­ логией К. С. Станиславского, условно разделившего все жиз­ ненные ( а значит, и актерские) состояния на десять номеров (пятый — нормальное, естест­ венное состояние; от четвертого до первого — пониженное про­ тив нормального,- апатия, пол­ ное истощение сил; от шестого до десятого — постепенное на­ растание возбуждения вплоть до состояния аффекта), то воз­ можности актрисы пока не охватывают нескольких край­ них номеров и находятся где-то в средней части. К. Беловой не очень удаются роли ироничные, со скрытым юмором. Особенно наглядно это И портрету актрисы Мурманского областного драматического театра Нлавдии БЕЛОВОЙ Если посмотреть на список ролей по жанрам, то и тут ог­ ромный размах — от ярко ко­ медийных до остро драматиче­ ских, почти трагических. Счаст­ ливая судьба? Да. Актрисе все подвластно? . Не будем торо­ питься с выводом. Клавдия Белова давно уже на ролях первой молодой ге­ роини. Именно с этоіі очень высокой меркой мы и подхо­ дим к ее творческому росту. II вот тут зритель вправе, как нам кажется, высказать если не претензию, то, по крайней мере, неудовлетворенность несколько замедленным ростом актрисы. Слов нет, она выросла, но так ли уж значительно, как нужно, как хотелось бы? В самом де­ ле, разве на целый порядок отличаются последние роли актрисы от первых больших ее ролей? . Попробуем хоть немного разобраться в том, далеко ли актриса поднялась по ступень­ кам зрелости. Хотя выводы ос­ нованы на двух последних сезо­ нах и, естественно, могут быть в чем-то неточными, спорными, я все-таки рискну поделиться своими впечатлениями. проявилось в роли Оли Море- вой («Уходят женщины»). Как ни парадоксально, именно роль Оли дает большой простор для создания характерного образа. Авторы обделили свою герои­ ню драматургическим действи­ ем и даже слов пожалели, но зато оставили простор для вы­ думки. Лепи что хочешь — форма и содержание в твоих руках. Эта роль импровизаци­ онна. И не будет открытием, ес­ ли напомнить, что многие ве­ ликие ; актеры прославились именно в пьесах неглубоких, в ролях мелодраматических, но дающих простор для творче­ ской фантазии. Вероятно, актриса склонна пока к локальной фантазии. Ведь есть же роли, а особенно куски ролей, где актриса пря­ мо-таки удивляет находками и выдумкой. Та же беда, но уже по дру­ гой причине, произошла, на наш взгляд, с Галей Четвертак («А зори здесь тихие»...). Все в героине Беловой достоверно — девчоночья, угловатая фигу­ ра, ужимки, отрешенность, да­ же самозабвенность вранья. Но местами получался пе мир ска­ зочной мечты по Б. Васильеву, а нечто более узкое, локаль­ ное. И_ хотя образ, созданный актрисой, запоминается, пока­ залось, что она что-то в ней упростила. Не мечтательность юности, столкнувшись с жесто­ кой реальностью войны, «кон­ чает , самоубийством», а затя­ нувшееся детство не смогло противостоять трагическим ис­ пытаниям. Причина относитель­ ной неудачи, думается, кроется в самой_природе таланта акт­ рисы. Говорят, что К. Белова тяготеет к характерным ролям. Четвертак и Морева именно та­ кие. И в той и в другой непол­ ная удача. Случайность? • А ес­ ли закономерность? У актрисы чувствуется своя, пусть локальная, но глубоко личная тема. И Клавдия Бело­ ва повсюду чпытается ее выска­ зать. Но во весь голос сделать этого не удается, и создается впечатление эпизодичности — одни куски роли звучат во' весь голос, а другие еле слышны. У актрисы достаточно опыта и мастерства, чтобы исполнить любую роль без видимого про­ вала. Но только тогда она до­ стигает полного слияния с об­ разом, только тогда подлинная свобода сквозит в каждом ее движении и слове, когда она нападает на свою жилу. А то, что эта жилд часто пробивает­ ся наружу, можно утверждать смело. Причем, она еще только разведана, разработка впереди, и сулят ее богатства много неожиданностей. Несколько лет назад, рецен­ зируя спектакль «Варшавская мелодия», М. Мельницкая от- мечтала в ряду достоинств ис­ полнительницы, что она «очень женщина». Ну и что? Все акт­ рисы в конце концов женщи­ ны. Почему же рецензент спе­ циально заострил внимание на этой, ничего не говорящей, н$ первый взгляд, детали? Пото­ му, что неброская линия, кото­ рую актриса уже столько вре­ мени пытается утвердить за собой, и есть очень женская тема — любви, вместившей в себя чисто женскую предан­ ность, веру в любимого, само- отреченность и многое, многое другое, свойственное любящей женщине. Лучшие куски ее ро­ лей одухотворены любовью, жаждой любви. Именно в такие моменты и проявляются ее лучшие актерские качества. В тех местах, где не надо любить или любовь сама по себе не­ серьезна, талант актрисы как бы стушевывается, затихает. Отсюда впечатление чего-то эпизодического, незавершенно­ го. ' Именно всплески большого чувства в «Валентине и Вален­ тине», в «Солдатской вдове» и в некоторых других спектаклях наталкивают на мысль, что у актрисы есть своя песня, ко­ торую ей очень хочется спеть во весь голос. Любовь в драме всегда с элементами трагичности. Клав­ дии Беловой ближе трагизм от­ крытый, трагизм 1 души, тра­ гизм, при котором страдания любви прорываются наружу в надрывной, бабьей безоглядно­ сти. Вспомните ее Валентину. Сколько ужаса, боли вложено в ее ответ матери, запрещающей встречаться с любимым. Для нее самое страшное наказание, самая жестокая пытка — раз­ лука с любимым. А дальше — просветленность, романтиче­ ская приподнятость, надзем- ность в монологе: «Я думала, когда полюблю...» И сыграно это Беловой поразительно вдохновенно. Радость любви, драму любви, просветленность любви — через все перипетии спектакля актрисе удалось до­ нести до зрителя волшебство первого чувства, эволюцию его от девичьей влюбленности до женской любви. Актриса рас­ сказала со сцены о целом пла­ сте жизни женщины и подняла бытовой рассказ на вершину романа. И в предпоследней премьере театра, спектакле «Солдатская вдова», Клавдия Белова рас­ крылась в сценах любовно-дра­ матических. Откровенно голу­ бая, да еще и почти бездейст­ венная роль Марийки задумана интересно. Но уже в первых спектаклях на голову выше других эпизодов — объяснение с Андреем и финальный эпи­ зод разрыва с ним. Актриса как бы играет двух женщин. Немного равнодушную, бес­ страстную внешне бригадиршу и совсем другую — агрессив­ ную, опьяненную любовью, ее первозданной силой, полностью отдающуюся ей, не думающую о последствиях, ставшую вдруг жестче и черствее по отноше­ нию к окружающим, будто тзсю доброту и ласку отдавшую лю­ бимому. Генеральная ли это линия К. Беловой — покажет буду­ щее. Хочется надеяться, что театр и актриса будут углуб­ лять ее, и тогда зрителя ждут интересные и неожиданные встречи с образами актрисы. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед. На снимках слева: Клавдия Белова в р о л я х Гали Четвер­ так («А зори здесь тихие Наташи (а104 страницы про любовь»), Нины Заречной («Чайка»), Валентины («Вален­ тин и Валентина»), справа Марийки («Солдатская вдо­ ва»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz