История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Театр выдвинул шестерым победителей. Если бы не рамки кон­ курса, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра­ матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно озадачиваем перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде­ лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по­ недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви­ ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режис* сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгин | «Старшем сыне»,, ДктеѴ g «На дне»). Потому что Я . Ниценко, актёр лирический, узнаваемый в каждой своей роли! до тонкостей вроде бы растворяете# $?Ией такая, у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. . Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут­ ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен- ка ~ простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью — резкая, почти бо­ лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера одно подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный й надеж­ ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек­ такля «А зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо­ ты с молодыми в этом театре. А/ Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской В . К Е Л Л Е - П Е Л Л Е Смотр талантов Областной драматический театр представил на вечере победи­ телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А , Азарченко, Л. Ницен­ ко, М. Самочко, а одними из последних ~ отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст­ но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать — это условие каждого смотра-конкур­ са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчест- ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер­ жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак­ тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча­ стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, .чтобы эта работа стала системой. . .. Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати­ ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со­ здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру­ гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не ^ак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо­ лее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». I- .. Г -- I I . I а -' :. вдове» I .. . . ... . трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, —- удив­ ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та­ кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. Я МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА В МОЛОДЕЖЬ — П ЕРСП ЕК ТИ ВА ш СЦ ЕНА — ЖИ ЗНЬ Щ СЕГОД­ Н ЯШ Н ЕМ У ДНЮ НУЖ НА МЫСЛЬ Ш Т Е А Т Р ВОСПИ ТЫ ВА ЕТ ВОИНА- ГР АЖ Д А «И Н А П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ Г РО ЗЫ . Не так ли бы­ вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за ­ тем взлета в новом спектакле «Торопись _успеть£ можно гово­ рить о явном возрождении, об­ новлении театра Краснознамен­ ного Северного флота. А . Л . М адиевский , з а сл уж ен ны й д е я т е л ь и с к у с с т в К а з ах с кой ССР, р еж и с с е р т е а т р а : — М олодеж ь д л я наш е го т е а т р а — все . Т а к о в а с п е ц и ф и к а самого т е а т р а . Наці з р и т е л ь — молодой в ои н , и герой , к о торо го он хоч ет в и д е т ь на сц ен е , д о лж ен бы ть бли­ з о к и понятен- ему , долж ен бы ть е го с о вр ем енни к ом , ж е л а т е л ь н о — р о в е с н и к о м . , Наш т е а т р п р е д о с т а в л я е т м а к ­ симум в о зм ож н о с т е й для ак ти вн ой р а б о ты м о л о ды х а р ти с то в , н а г р у з ­ к у . к а к ую тол ьк о м ож ет вы д е р ­ ж а т ь н а ч и н ающ и й а к т е р / Нас вол ­ н у е т д р у г а я п робл ем а . Уже не р а з м ы о б р ащ а ем с я в п о л и ту п р а в л е ­ н и е с п ро с ьб ой п р о д ум а т ь во зм ож ­ н ы е п у т и п р и г л аш е н и я молодых а к т е р о в в т е а т р флота . П о с то ян ны е вы е зды , отсу тствие с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель ­ н ы е тр у дн о с ти в работе . Однако в д ан ны й мом ен т можно говори ть и о -творч е ском подъ ем е . Коллек ­ ти в с ей ч а с на верном пути , а н а ­ п р а в л е н н о с т ь — самы й р еш аю ­ щ и й ф ак то р . Вдохновенно р аб о т а л т е а т р над пьесГой... По ноч ам мы с Крейном , а в т о р ом пов ести , р або т али над с ц е н а р и е в , а днем ш ли р еп етиции , п ь е с а бы ла п о с т а вл ен а з а м есяц . По-моему, от тако го к о л л е к ти в а можно ж д а т ь д а л ь н ейш и х у сп е ­ хов . И само собой р а зум е е т с я , что молодежи будут пр едо с та вл ены все во зм ож но с ти п р о я ви ть себя . Р аб о т е с молодыми в е с ь к о л л е к ­ тив у д е л я е т м но го ' - вр ем ени , шш« м ани я . Это соверш енно е с т е с т в ен ­ но. П ер сп ек ти вы молодых — это п е р сп е к ти вы т еатр а . И мы ожида ем от наш ей моло ­ д еж и , о т Саши А гафонова , В ал ен ­ тины Елизовой , Галины Стопцо- вой , от самой молодой а к т р и сы н аш е го т е а т р а — Тани Корнеевой большой творч еской отдачи . В. О. Хомич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому, вер­ ному и главному. На сцене по­ явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че­ ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер­ ской работе ветеранов театра и молодых, о преемственности те­ атральных- традиций. — Может, сам а вы е здн а я спе ­ ц и ф и к а т е а т р а более сп л а чи в а е т нас . Может бы ть . В а тм о сф е р е добро серд ечия и в заимопомощ и л е гч е н ачи н а т ь любому молодо­ му ак т еру . В т а к и х з а с л уж ен ны х а р т и с т а х РСФСР, к а к Л. В. Тума­ нова и К. И. Липатов , а к т е р а х П. Г. М оскалевском и С. С. Сади- кове , молодеж ь н аходи т опы тны х н а с тавни ко в . С ерь е зн ее с тали отно си ться в т е а т р е и к проблем е п р оф е с си о ­ н альной у ч ебы ак теро в . У нас р а ­ бо тает т в о р ч е ский клуб , ко торы й пом о га ет с о в е рш ен с т в о в а т ь пр о ­ ф е с си о н а л ь н о е м аст ер ство . На з а ­ н я т и я х р а з г о в о р и д е т о с о вр ем ен ­ ной р еж и с с у р е , о по с тан о вк е об« р а з а совр ем енно го героя на с ц е ­ не. В з а д а ч у т е а т р а входит у к р е п ­ л ени е с л а вны х тр адиций т е а т р а ф ло та , н а п р а в л ен ны х на п а тр и о ­ ти ч еско е во спи тани е советского воина. " * • Если говори ть о пр е ем с т в енн о ­ сти э ти х с л а вны х традиций , то нужно с большим удо вл е т во р ен и ­ ем о тм ети ть р або ту м о л о д о г о 'а к ­ т ер а Саши А гафонова . Корреспондент: Саша, два го­ да в театре Северного флота — что они для вас? Александр А гафонов : — В т е а т р е я наш ел у чи тел ей и ш колу , с которой был зн а ком только т еор етич ески . На сц ен е н а ­ ч ин ал к а к оловянный солдатик . Все было... П ервый ж е се зон дал мне п р е к р а сны й урок . Мне д али х а р а к т е р н ы е роли Л е в уш к и ѣ «С к а зк а х старо го Арбата» и В ась ­ ки в «Горячем сердц е» , одна и з них д аж е гро т е ск о в а я . Роли , к а з а ­ л о с ь . с амы е неподходящ ие , х а р а к ­ т е ры со верш енно мне не свой ст ­ венны е . Р аб о т а т ь п риш л о с ь с ог­ ромным вн у тр енним н а п р яж е н и ­ ем, п е р ен ап р яж ен и ем д аж е . Эта р аб о т а им ел а дл я м ен я в аж н о е зн ач ен и е , про сто к о л о с с ал ьн о е , потому что в р е з у л ь т а т е п о я ви ­ л а с ь «раскованность»* то е сть т а свобода, без ко торой н е во зм ож ен ак т ер ... И ещ е т а ко е дело. В свои х п о е з д к а х п ри х о д и т с я и г р а т ь па р а з л и ч н ы х сц ен ах , где нет н и к а ­ к и х удобств , играть*.„б§з «плю сов ­ ки» , в хорош ем Смысле этого сло ­ в а , то есть без л иш н ей а к т е р с к о й н а к л а д к и , к а к п а с т ац и он арн ой сцене , б е з и с п о л ь зо в ани й все го д и а п а з о н а ; голоса , свобоДЬ* Движё? нйй... А это в ед ет К больш ей Гиб­ ко сти и пластичности---перевопло- щ ени я . Т ак что д л я молодого акг т е р а э ти н е удоб с т в а с л уж а т хоро? ш ей ш колой . проф е с си он ал ьн о го опы т а . • П олуч аеш ь огромное удо вл е тво ­ р ение , ко гд а после сп е к т а к л я со ­ в ерш енно ,стихийн о н а ч и н а е т с я обсуждение . Сколько р а з н ы х го ­ р я ч и х чувств и п о л я р ны х м н е ­ ний о моем геро е м а тр о с е Лие- пиньш е : «Т аких р еб я т нет, е сть циники» . — «Нет, он ж и в е т в каж дом и з н а с в к акой -то м ере» . Один ж у р н а л и с т с к а з а л : «Это че ­ л о в е к не завидной судьбы . Он с го ­ р ел , к а к свеча» . А я считаю —■' нет! Просто мой герои н е и з тех , кто спокойно р а сп р е д е л я е т свои силы . У него дру гой п у т ь — пу ть гор ен и я . Этот м ак сим ал и зм — в е ­ л и ко л еп ны й , потрясающий ! , Образ Лиеппньшсі *-*’ тот орр а з , ко торы й д а е т мнОгф не тб ііькр зри т елю , но и а к т е р у . Помогает р о с т у ч ел о в еч е ски х , п а тр и о ти ч е ­ с к и х к ач е с т в . Я пе претендую н а к ако е -то сходство с моим геро ем , по мне к аж е т с я , что в к аки х -то сл ож ны х к р и т и ч е с к и х ж и зн ен н ы х с и ту а ц и я х я буду в ер ен его п р и н ­ ципам , многое м ери т ь его м ер кой . Г. КУРОПАТКИНА* НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и вдруг! Мы никогда не подозрева­ ли, что в вашем театре так мно­ го способных, молодых и краси­ вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удивление, — говорит А. Д. Коган, -заслужен­ ный артист КАССР, человек, име­ ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тьи в театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те, которые по причине каких-то внешних недо­ статков не могли показаться на сцене. Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естественный ' отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго­ товке актеров-кукольников и го­ ворить не приходилось. Некото­ рые режиссеры обучали просто определенным техническим при­ емам, при помощи которых кук­ ла могла выражать -радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра­ матургия и режиссура театра ку­ кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при­ емов уже не обойтись. Недаром несколько лёт назад о таком спек­ такле, как. «Голый король», не могло быть и речи, а сейчас смог­ ли, осилили. Но вот пришло оно ё театр — это новое всесторонне подготов­ ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото­ му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз­ можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. • Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат­ ра, работающая в нем более 20 Лет. — И это , наверное, не нуж­ но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы­ вая из учебных заведений, они сами предъявляют театру серьез­ ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на­ ходится на уровне этих требова­ ний. Иногда приходится застав­ лять заниматься «простой ариф­ метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска­ зать, что работает со своей мо­ лодежью достаточно? Да, прово­ дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху­ дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж­ дого от «заштампования», от­ крыть новые грани актера, расши­ рить диапазон. Об этом свиде­ тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг­ ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» - — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро­ ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки­ ных сказках» у Тамары Волынки­ ной. Но всегда что-то остается в об­ ласти благих намерений. Хоте­ лось бы дать актерам возмож­ ность больше работать над собой, общаться с творческой моло­ дежью города, заниматься обще­ ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак­ теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак­ трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое­ ны актеры Евгений Луценко и Ви­ ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все­ му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. наш В . С Т О М Е Н О К К . Б Е Л О В А ( слева ) и В . Е Л И З О В А М. САМОЧКО Т . В Я Т К И Н А А . А Г А Ф О Н О В Л . В . В Я Т К И Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz