История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Театр выдвинул шестерым победителей. Если бы не рамки кон курса, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно озадачиваем перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режис* сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгин | «Старшем сыне»,, ДктеѴ g «На дне»). Потому что Я . Ниценко, актёр лирический, узнаваемый в каждой своей роли! до тонкостей вроде бы растворяете# $?Ией такая, у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. . Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен- ка ~ простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью — резкая, почти бо лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера одно подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный й надеж ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек такля «А зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо ты с молодыми в этом театре. А/ Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской В . К Е Л Л Е - П Е Л Л Е Смотр талантов Областной драматический театр представил на вечере победи телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А , Азарченко, Л. Ницен ко, М. Самочко, а одними из последних ~ отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать — это условие каждого смотра-конкур са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчест- ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, .чтобы эта работа стала системой. . .. Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не ^ак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо лее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». I- .. Г -- I I . I а -' :. вдове» I .. . . ... . трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, —- удив ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. Я МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА В МОЛОДЕЖЬ — П ЕРСП ЕК ТИ ВА ш СЦ ЕНА — ЖИ ЗНЬ Щ СЕГОД Н ЯШ Н ЕМ У ДНЮ НУЖ НА МЫСЛЬ Ш Т Е А Т Р ВОСПИ ТЫ ВА ЕТ ВОИНА- ГР АЖ Д А «И Н А П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ Г РО ЗЫ . Не так ли бы вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за тем взлета в новом спектакле «Торопись _успеть£ можно гово рить о явном возрождении, об новлении театра Краснознамен ного Северного флота. А . Л . М адиевский , з а сл уж ен ны й д е я т е л ь и с к у с с т в К а з ах с кой ССР, р еж и с с е р т е а т р а : — М олодеж ь д л я наш е го т е а т р а — все . Т а к о в а с п е ц и ф и к а самого т е а т р а . Наці з р и т е л ь — молодой в ои н , и герой , к о торо го он хоч ет в и д е т ь на сц ен е , д о лж ен бы ть бли з о к и понятен- ему , долж ен бы ть е го с о вр ем енни к ом , ж е л а т е л ь н о — р о в е с н и к о м . , Наш т е а т р п р е д о с т а в л я е т м а к симум в о зм ож н о с т е й для ак ти вн ой р а б о ты м о л о ды х а р ти с то в , н а г р у з к у . к а к ую тол ьк о м ож ет вы д е р ж а т ь н а ч и н ающ и й а к т е р / Нас вол н у е т д р у г а я п робл ем а . Уже не р а з м ы о б р ащ а ем с я в п о л и ту п р а в л е н и е с п ро с ьб ой п р о д ум а т ь во зм ож н ы е п у т и п р и г л аш е н и я молодых а к т е р о в в т е а т р флота . П о с то ян ны е вы е зды , отсу тствие с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель н ы е тр у дн о с ти в работе . Однако в д ан ны й мом ен т можно говори ть и о -творч е ском подъ ем е . Коллек ти в с ей ч а с на верном пути , а н а п р а в л е н н о с т ь — самы й р еш аю щ и й ф ак то р . Вдохновенно р аб о т а л т е а т р над пьесГой... По ноч ам мы с Крейном , а в т о р ом пов ести , р або т али над с ц е н а р и е в , а днем ш ли р еп етиции , п ь е с а бы ла п о с т а вл ен а з а м есяц . По-моему, от тако го к о л л е к ти в а можно ж д а т ь д а л ь н ейш и х у сп е хов . И само собой р а зум е е т с я , что молодежи будут пр едо с та вл ены все во зм ож но с ти п р о я ви ть себя . Р аб о т е с молодыми в е с ь к о л л е к тив у д е л я е т м но го ' - вр ем ени , шш« м ани я . Это соверш енно е с т е с т в ен но. П ер сп ек ти вы молодых — это п е р сп е к ти вы т еатр а . И мы ожида ем от наш ей моло д еж и , о т Саши А гафонова , В ал ен тины Елизовой , Галины Стопцо- вой , от самой молодой а к т р и сы н аш е го т е а т р а — Тани Корнеевой большой творч еской отдачи . В. О. Хомич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому, вер ному и главному. На сцене по явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер ской работе ветеранов театра и молодых, о преемственности те атральных- традиций. — Может, сам а вы е здн а я спе ц и ф и к а т е а т р а более сп л а чи в а е т нас . Может бы ть . В а тм о сф е р е добро серд ечия и в заимопомощ и л е гч е н ачи н а т ь любому молодо му ак т еру . В т а к и х з а с л уж ен ны х а р т и с т а х РСФСР, к а к Л. В. Тума нова и К. И. Липатов , а к т е р а х П. Г. М оскалевском и С. С. Сади- кове , молодеж ь н аходи т опы тны х н а с тавни ко в . С ерь е зн ее с тали отно си ться в т е а т р е и к проблем е п р оф е с си о н альной у ч ебы ак теро в . У нас р а бо тает т в о р ч е ский клуб , ко торы й пом о га ет с о в е рш ен с т в о в а т ь пр о ф е с си о н а л ь н о е м аст ер ство . На з а н я т и я х р а з г о в о р и д е т о с о вр ем ен ной р еж и с с у р е , о по с тан о вк е об« р а з а совр ем енно го героя на с ц е не. В з а д а ч у т е а т р а входит у к р е п л ени е с л а вны х тр адиций т е а т р а ф ло та , н а п р а в л ен ны х на п а тр и о ти ч еско е во спи тани е советского воина. " * • Если говори ть о пр е ем с т в енн о сти э ти х с л а вны х традиций , то нужно с большим удо вл е т во р ен и ем о тм ети ть р або ту м о л о д о г о 'а к т ер а Саши А гафонова . Корреспондент: Саша, два го да в театре Северного флота — что они для вас? Александр А гафонов : — В т е а т р е я наш ел у чи тел ей и ш колу , с которой был зн а ком только т еор етич ески . На сц ен е н а ч ин ал к а к оловянный солдатик . Все было... П ервый ж е се зон дал мне п р е к р а сны й урок . Мне д али х а р а к т е р н ы е роли Л е в уш к и ѣ «С к а зк а х старо го Арбата» и В ась ки в «Горячем сердц е» , одна и з них д аж е гро т е ск о в а я . Роли , к а з а л о с ь . с амы е неподходящ ие , х а р а к т е ры со верш енно мне не свой ст венны е . Р аб о т а т ь п риш л о с ь с ог ромным вн у тр енним н а п р яж е н и ем, п е р ен ап р яж ен и ем д аж е . Эта р аб о т а им ел а дл я м ен я в аж н о е зн ач ен и е , про сто к о л о с с ал ьн о е , потому что в р е з у л ь т а т е п о я ви л а с ь «раскованность»* то е сть т а свобода, без ко торой н е во зм ож ен ак т ер ... И ещ е т а ко е дело. В свои х п о е з д к а х п ри х о д и т с я и г р а т ь па р а з л и ч н ы х сц ен ах , где нет н и к а к и х удобств , играть*.„б§з «плю сов ки» , в хорош ем Смысле этого сло в а , то есть без л иш н ей а к т е р с к о й н а к л а д к и , к а к п а с т ац и он арн ой сцене , б е з и с п о л ь зо в ани й все го д и а п а з о н а ; голоса , свобоДЬ* Движё? нйй... А это в ед ет К больш ей Гиб ко сти и пластичности---перевопло- щ ени я . Т ак что д л я молодого акг т е р а э ти н е удоб с т в а с л уж а т хоро? ш ей ш колой . проф е с си он ал ьн о го опы т а . • П олуч аеш ь огромное удо вл е тво р ение , ко гд а после сп е к т а к л я со в ерш енно ,стихийн о н а ч и н а е т с я обсуждение . Сколько р а з н ы х го р я ч и х чувств и п о л я р ны х м н е ний о моем геро е м а тр о с е Лие- пиньш е : «Т аких р еб я т нет, е сть циники» . — «Нет, он ж и в е т в каж дом и з н а с в к акой -то м ере» . Один ж у р н а л и с т с к а з а л : «Это че л о в е к не завидной судьбы . Он с го р ел , к а к свеча» . А я считаю —■' нет! Просто мой герои н е и з тех , кто спокойно р а сп р е д е л я е т свои силы . У него дру гой п у т ь — пу ть гор ен и я . Этот м ак сим ал и зм — в е л и ко л еп ны й , потрясающий ! , Образ Лиеппньшсі *-*’ тот орр а з , ко торы й д а е т мнОгф не тб ііькр зри т елю , но и а к т е р у . Помогает р о с т у ч ел о в еч е ски х , п а тр и о ти ч е с к и х к ач е с т в . Я пе претендую н а к ако е -то сходство с моим геро ем , по мне к аж е т с я , что в к аки х -то сл ож ны х к р и т и ч е с к и х ж и зн ен н ы х с и ту а ц и я х я буду в ер ен его п р и н ципам , многое м ери т ь его м ер кой . Г. КУРОПАТКИНА* НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и вдруг! Мы никогда не подозрева ли, что в вашем театре так мно го способных, молодых и краси вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удивление, — говорит А. Д. Коган, -заслужен ный артист КАССР, человек, име ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тьи в театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те, которые по причине каких-то внешних недо статков не могли показаться на сцене. Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естественный ' отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго товке актеров-кукольников и го ворить не приходилось. Некото рые режиссеры обучали просто определенным техническим при емам, при помощи которых кук ла могла выражать -радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра матургия и режиссура театра ку кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при емов уже не обойтись. Недаром несколько лёт назад о таком спек такле, как. «Голый король», не могло быть и речи, а сейчас смог ли, осилили. Но вот пришло оно ё театр — это новое всесторонне подготов ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. • Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат ра, работающая в нем более 20 Лет. — И это , наверное, не нуж но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы вая из учебных заведений, они сами предъявляют театру серьез ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на ходится на уровне этих требова ний. Иногда приходится застав лять заниматься «простой ариф метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска зать, что работает со своей мо лодежью достаточно? Да, прово дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж дого от «заштампования», от крыть новые грани актера, расши рить диапазон. Об этом свиде тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» - — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки ных сказках» у Тамары Волынки ной. Но всегда что-то остается в об ласти благих намерений. Хоте лось бы дать актерам возмож ность больше работать над собой, общаться с творческой моло дежью города, заниматься обще ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое ны актеры Евгений Луценко и Ви ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. наш В . С Т О М Е Н О К К . Б Е Л О В А ( слева ) и В . Е Л И З О В А М. САМОЧКО Т . В Я Т К И Н А А . А Г А Ф О Н О В Л . В . В Я Т К И Н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz