История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

В Мурманском облдрам- театре большинство актеров — молодежь. И жаловаться на недостаток ролей им не при­ ходится: заметную часть основ­ ного репертуара на себе не­ сут. Однако, если «старшее поколение» молодежи уже проявило себя, и такие актеры, как К* Белова, А . -Азарченко, Л. Ниценко, В. Стоменок, за­ явили о себе обстоятельно, то «зеленая молодежь» .еще с трудом выбивается на свою дорогу. Михаил Самочко в театре всего несколько сезонов. Но, пожалуй, он единственный из «зеленых», кто уже нащупал свой путь. Подтверждение этому — серьезность заявок, которые он подал, исполнив роли Васеньки («Старший сын» А . Вампилова) и Сына («Затю­ канный апостол» А. Макаенка). При всем различии в про­ блематике спектаклей и обра­ зов, создаваемых молодым актером, у них существует внутренний связующий стер­ жень. Общее то, что актер играет процесс познания жиз­ ни подростком. Дальше пути образов расходятся. Один, пренебрегая уроками родителей, снова и снова де­ лает открытия в себе и окру­ жающих, накапливая то, что принято называть опытом жиз­ ни. Другой изучает духовные богатства предшествующих по­ колений, для того, чтобы, ис­ пытав их достоверность, ис­ пользовать в собственных це­ лях. У одного — жажда по­ знавания (пусть потом ока­ жется, что оно горько), инте­ рес к процессу поиска, эмо­ циональность средств поиска истин. У другого — муки узна­ вания, интеллектуальная опус­ тошенность от захлестнувшего потока истин. Васенька Михаила Самочко, совсем еще мальчишка, при­ влекает зрелой прямотой чувств. Все влюбляются в 16 лет, но мало кто не боится открыть свое чувство. Первая любовь Васеньки удивительно чиста, немного наивна, ро­ мантически возвышенна. Он готов в прямом смысле цело­ вать следы туфель любимой. Его порывистость, какая-то ис­ ступленность, граничащая по­ рой с безумием, полная отре­ шенность от земного, так силь­ ны и убедительно аргумента рованы, что заставляют жен­ щину, в которую он влюблен, — недалекую, достаточно вуль- гарную — пасовать перед ис­ кренностью и силой его чув­ ства. Когда В а с ен ьк а М. Самочко в с т а е т н а к ол ени п ер ед люби­ мой, д аж е в ее н е в ер ящ ем сердц е з аш е в е л и л и с ь каки е -то неведомы е п р еж д е ощ ущ ени я . Она о б е с к у р аж ен а силой и и с ­ кр енно стью ч у в с т в а м ал ьчи ка . Т ак вы со к , т а к н епоня тен его поступок , что . мож ет , в п е р ­ вы е в ж и зн и ей стало больно — т ако го н а сто ящ е го , це л ьн о ­ го у нее ни ко гд а не было.- А он стои т на кол ен ях , опустив голову , будто под топор под­ стави л , и ни соседи , ни она сам а , ни в е с ь мир н е ' могут с ей ч а с его уб еди ть , что люби* м а я не стои т такой ж ер т вы . Как б л е с т я т его гл а з а , к а к а я у лы б к а н а лиц е — у лы б к а по ­ беды , сч а с т ь е о со зн ани я силы любви , — ко гд а он. р а с т е р з а н ­ ный , п р и л е т а е т к ней с з а в е т ­ ными билетами на последний сеанс . К ак см о три т он. н а нее, ко гд а она делови то и б е с с т р а ­ стно п риш и в а е т пу говицы -к его пидж аку ! В его в згл яде подлинное обож ание , раство - р енно сть в любви . Он уж е не м ож ет сд ерж и в а т ь себя — д о ­ верчиво к л ад е т ей голову н а кол ени и з ам ир а ет . Он со т во ­ рил любовь. Он в ери т в ее един ственно сть . А ведь это го­ ворит .о незаурядности маль­ чишки. Когда же случай убеждает в иллюзорности образа, сотво­ ренного им, он жестоко, по- детски мстит за- поругание мечты. Перед нами психологи­ ческий взрыв. И вот уже муж-* ская решительность, взрос* лость поступков. Актер на небольшом мате-. риале поднял целый пласт формирования характера под­ ростка. Играя этап, актер зри­ мо рисует нам его будущее — вероятно, нелегкое, но бес­ компромиссное, как его пер­ вая любовь. Две роли актера Мурманского облдрамтеатра Михаила САМОЧКО • Совсем недавно актер соз­ дал еще один образ подрост­ ка. Малыш из спектакля «За­ тюканный апостол» —масштаб­ нее Васеньки. У него ясная цель. Пока еще только не определены средства. Малыш ищет. На программке к спектаклю художник Н. Гарпинич очень точно схватил основную мысль спектакля — на фоне амери­ канского флага стоит Малыш, прикрывая лицо маской с про­ резью в форме бомбардиров­ щика, и дергает за ниточки фигурки своих родственников, копошащихся у него где*то в ногах. Таков Малыш, обогащенный опытом истории. Он не столь­ ко открывает истины (в этом его основное отличие от Ва­ сеньки), сколько применяет их в своей жизни. Малыш поль­ зуется любым случаем, чтобы применить обстановку к своим целям. Родители ругаются — сын заинтересованно вертит головой из стороны в сторону. Нет, он не флюгер. Это уже электронный прибор, сам -по­ велевающий ветрами. Програм­ му в него заложили родители, а уже он выдает решение. - Этот взрослогіодобный ребе­ нок пользуется слабостями родных, словно они его враги. Это глубоко. символичный об- раз. Малыш обвиняет — и тог­ да одевается в тогу римского трибуна. Он хитрит, и белая тога мгновенно меняется на наряд- иезуита. Он судит, и халат- монаха превращается в судейскую мантию.’ Михаил Самочко легко, * не­ принужденно перевоплощает­ ся. Склонность мальчишек к импровизации, .к игре у него | соседствует ? с осознанностью результатов этой игры. Внеш­ ние- атрибуты, постоянное пе- . реодевание подчеркивают основную мысль образа — лицемерность взрослых, их ка­ питалистического общества в целом дошла до логического . предела — все дозволено... Посеешь ветер, .пожнешь бу­ рю —^.второй вывод. В обще­ стве, где все наоборот, он нормален. Марионетки-роди­ тели (вспомните программку) - копают могилу руками собст­ венных детей. . Малыш М. Са­ мочко постоянно держит в ру­ ках. ниточки. Он ничего не от­ крывает сам. Он испытывает ] открытия других. И подопыт­ ными пока что являются толь- j ко родители. А что жэ даль­ ше? Это становится ясно, когда ! Малыш, размечтавшись о бу- j дущем, понемногу теряя чело­ веческий облик, вскакивает на ,• стул, потом на стол, выкрики- . } вая лозунги ломающимся маль- ! чишеским голосом. Да это \ же маленький фюрер! В этой ! сцене — кульминация образа і •— через фашизм к власти. Малыш Михаила Самочко стра­ шен в этот момент. Как логи- } ческое завершение чуть поз- \ же в руках у него оказывает- | ся плетка, и уже под ее ак- j компанемент он заставляет плясать всю семью. Он дрес­ сировщик, хозяин этого ма­ ленького (пока) человеческого зверинца. Если первый этап — ; Познавание действительности — проходит на одном дыхании, то следующий — утверждение ѣ своей правоте — дается ему сложнее. Его детский ум, дет­ ские плечи не выдерживают жуткого груза, им же самим взваленного. Жанр спектакля Мурман­ ского театра (режиссер Г. Ми­ хайлов) трагический фарс. Поэтому образ Малыша гипер­ болизирован. Но то, что де­ лает М. Самочко, психологи­ чески убедительно и логиче­ ски достоверно. Он ни на се- - кунду не скатывается в шар­ жирование. Его Малыш — жи­ вой человек. Веришь, что мо­ гут быть и такие в обществе, где основные заповеди, вко­ лачиваемые с раннего дет- * ства: «это не наше дело, нам все равно, думайте о себе...» Два различных пути позна­ ния. Первый —- через эмоции к интеллекту, второй — об­ ратный. Посмотрите Михаила Самоч­ ко в этих ролях, и увидите, что молодой актер умеет убеди­ тельно, искренне воспевать жизнь и не менее убедитель­ но, во весь голос обличать то, что чуждо прекрасному в жиз­ ни. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz