История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
В Мурманском облдрам- театре большинство актеров — молодежь. И жаловаться на недостаток ролей им не при ходится: заметную часть основ ного репертуара на себе не сут. Однако, если «старшее поколение» молодежи уже проявило себя, и такие актеры, как К* Белова, А . -Азарченко, Л. Ниценко, В. Стоменок, за явили о себе обстоятельно, то «зеленая молодежь» .еще с трудом выбивается на свою дорогу. Михаил Самочко в театре всего несколько сезонов. Но, пожалуй, он единственный из «зеленых», кто уже нащупал свой путь. Подтверждение этому — серьезность заявок, которые он подал, исполнив роли Васеньки («Старший сын» А . Вампилова) и Сына («Затю канный апостол» А. Макаенка). При всем различии в про блематике спектаклей и обра зов, создаваемых молодым актером, у них существует внутренний связующий стер жень. Общее то, что актер играет процесс познания жиз ни подростком. Дальше пути образов расходятся. Один, пренебрегая уроками родителей, снова и снова де лает открытия в себе и окру жающих, накапливая то, что принято называть опытом жиз ни. Другой изучает духовные богатства предшествующих по колений, для того, чтобы, ис пытав их достоверность, ис пользовать в собственных це лях. У одного — жажда по знавания (пусть потом ока жется, что оно горько), инте рес к процессу поиска, эмо циональность средств поиска истин. У другого — муки узна вания, интеллектуальная опус тошенность от захлестнувшего потока истин. Васенька Михаила Самочко, совсем еще мальчишка, при влекает зрелой прямотой чувств. Все влюбляются в 16 лет, но мало кто не боится открыть свое чувство. Первая любовь Васеньки удивительно чиста, немного наивна, ро мантически возвышенна. Он готов в прямом смысле цело вать следы туфель любимой. Его порывистость, какая-то ис ступленность, граничащая по рой с безумием, полная отре шенность от земного, так силь ны и убедительно аргумента рованы, что заставляют жен щину, в которую он влюблен, — недалекую, достаточно вуль- гарную — пасовать перед ис кренностью и силой его чув ства. Когда В а с ен ьк а М. Самочко в с т а е т н а к ол ени п ер ед люби мой, д аж е в ее н е в ер ящ ем сердц е з аш е в е л и л и с ь каки е -то неведомы е п р еж д е ощ ущ ени я . Она о б е с к у р аж ен а силой и и с кр енно стью ч у в с т в а м ал ьчи ка . Т ак вы со к , т а к н епоня тен его поступок , что . мож ет , в п е р вы е в ж и зн и ей стало больно — т ако го н а сто ящ е го , це л ьн о го у нее ни ко гд а не было.- А он стои т на кол ен ях , опустив голову , будто под топор под стави л , и ни соседи , ни она сам а , ни в е с ь мир н е ' могут с ей ч а с его уб еди ть , что люби* м а я не стои т такой ж ер т вы . Как б л е с т я т его гл а з а , к а к а я у лы б к а н а лиц е — у лы б к а по беды , сч а с т ь е о со зн ани я силы любви , — ко гд а он. р а с т е р з а н ный , п р и л е т а е т к ней с з а в е т ными билетами на последний сеанс . К ак см о три т он. н а нее, ко гд а она делови то и б е с с т р а стно п риш и в а е т пу говицы -к его пидж аку ! В его в згл яде подлинное обож ание , раство - р енно сть в любви . Он уж е не м ож ет сд ерж и в а т ь себя — д о верчиво к л ад е т ей голову н а кол ени и з ам ир а ет . Он со т во рил любовь. Он в ери т в ее един ственно сть . А ведь это го ворит .о незаурядности маль чишки. Когда же случай убеждает в иллюзорности образа, сотво ренного им, он жестоко, по- детски мстит за- поругание мечты. Перед нами психологи ческий взрыв. И вот уже муж-* ская решительность, взрос* лость поступков. Актер на небольшом мате-. риале поднял целый пласт формирования характера под ростка. Играя этап, актер зри мо рисует нам его будущее — вероятно, нелегкое, но бес компромиссное, как его пер вая любовь. Две роли актера Мурманского облдрамтеатра Михаила САМОЧКО • Совсем недавно актер соз дал еще один образ подрост ка. Малыш из спектакля «За тюканный апостол» —масштаб нее Васеньки. У него ясная цель. Пока еще только не определены средства. Малыш ищет. На программке к спектаклю художник Н. Гарпинич очень точно схватил основную мысль спектакля — на фоне амери канского флага стоит Малыш, прикрывая лицо маской с про резью в форме бомбардиров щика, и дергает за ниточки фигурки своих родственников, копошащихся у него где*то в ногах. Таков Малыш, обогащенный опытом истории. Он не столь ко открывает истины (в этом его основное отличие от Ва сеньки), сколько применяет их в своей жизни. Малыш поль зуется любым случаем, чтобы применить обстановку к своим целям. Родители ругаются — сын заинтересованно вертит головой из стороны в сторону. Нет, он не флюгер. Это уже электронный прибор, сам -по велевающий ветрами. Програм му в него заложили родители, а уже он выдает решение. - Этот взрослогіодобный ребе нок пользуется слабостями родных, словно они его враги. Это глубоко. символичный об- раз. Малыш обвиняет — и тог да одевается в тогу римского трибуна. Он хитрит, и белая тога мгновенно меняется на наряд- иезуита. Он судит, и халат- монаха превращается в судейскую мантию.’ Михаил Самочко легко, * не принужденно перевоплощает ся. Склонность мальчишек к импровизации, .к игре у него | соседствует ? с осознанностью результатов этой игры. Внеш ние- атрибуты, постоянное пе- . реодевание подчеркивают основную мысль образа — лицемерность взрослых, их ка питалистического общества в целом дошла до логического . предела — все дозволено... Посеешь ветер, .пожнешь бу рю —^.второй вывод. В обще стве, где все наоборот, он нормален. Марионетки-роди тели (вспомните программку) - копают могилу руками собст венных детей. . Малыш М. Са мочко постоянно держит в ру ках. ниточки. Он ничего не от крывает сам. Он испытывает ] открытия других. И подопыт ными пока что являются толь- j ко родители. А что жэ даль ше? Это становится ясно, когда ! Малыш, размечтавшись о бу- j дущем, понемногу теряя чело веческий облик, вскакивает на ,• стул, потом на стол, выкрики- . } вая лозунги ломающимся маль- ! чишеским голосом. Да это \ же маленький фюрер! В этой ! сцене — кульминация образа і •— через фашизм к власти. Малыш Михаила Самочко стра шен в этот момент. Как логи- } ческое завершение чуть поз- \ же в руках у него оказывает- | ся плетка, и уже под ее ак- j компанемент он заставляет плясать всю семью. Он дрес сировщик, хозяин этого ма ленького (пока) человеческого зверинца. Если первый этап — ; Познавание действительности — проходит на одном дыхании, то следующий — утверждение ѣ своей правоте — дается ему сложнее. Его детский ум, дет ские плечи не выдерживают жуткого груза, им же самим взваленного. Жанр спектакля Мурман ского театра (режиссер Г. Ми хайлов) трагический фарс. Поэтому образ Малыша гипер болизирован. Но то, что де лает М. Самочко, психологи чески убедительно и логиче ски достоверно. Он ни на се- - кунду не скатывается в шар жирование. Его Малыш — жи вой человек. Веришь, что мо гут быть и такие в обществе, где основные заповеди, вко лачиваемые с раннего дет- * ства: «это не наше дело, нам все равно, думайте о себе...» Два различных пути позна ния. Первый —- через эмоции к интеллекту, второй — об ратный. Посмотрите Михаила Самоч ко в этих ролях, и увидите, что молодой актер умеет убеди тельно, искренне воспевать жизнь и не менее убедитель но, во весь голос обличать то, что чуждо прекрасному в жиз ни. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz