История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Итак, Всесоюзный смотр работы театров 9 молодыми актерами и творческих достижений артистической молодежи, который два года иг рал заметную роль в жизни областного дра матического театра, подошел к концу. Дирек ция, художественное руководство, партийная, комсомольская организации объединили уси лия, направленные на повышение творческой активности молодежи и создание необходимы* условий для полного раскрытия дарований. В целом ряде новых спектаклей и в рабо тах текущего репертуара молодежь театра по казала, что в коллективе реально существуем талантливая плеяда новых артистов. Сегодня мы рассказываем об одном из ни» — о Владимире Стоменке, ? Ж а ж д а р аб о та ть , творить —• качество ценное само по се бе, но еще больший вес оно при обретает, когда видны результа ты. Если отбросить случайные, прохсдные роли актера, то мож но вывести закономерность, кото рая пронизывает образы, создан ные Владимиром Стоменком. На до сразу сказать, что эта законо мерность претерпевает измене ния, диапазон ее заметно расши ряется. И все-таки есть общее, что сближает его героев. Везде они — современные, простые парни. Актер почти не пользует ся гримом, париком. Даже играя Ивана в спектакле «Василиса Пре красная», он — все тот же юно ша семидесятых годов двадцато го века. И это неслучайно. В его Иване есть этакая бесшабашность, удальство, самостоятельность. Уж если он пляшет, так, кажется, сце на ходуном ходит, а бьется с Ка- щеем, так декорации трепещут. В его героях что-то от русских мо- лодцев. Хотя некоторые герои Влади мира Стоменка любимы и лю бят — его амплуа не герой-лю бовник. Скорее это «Виктор Чер нышев» (вспомните фильм «Три дня Виктора Чернышева»). Рабо чий парень, средних (возможно, просто не раскрытых еще) способ ностей, без особых претензий, без «интеллектуальства». Здоро вые душевно и телесно, его ге рои полны перзозданностью чувств, бесхитростностью. На фоне комплексов и вывертов оп ределенной части «высокоинтел лектуальной» молодежи это вы глядит привлекательно, будто ат лет попал в компанию дистрофи ков. Часто очень точно, пусть интуи тивно, чувствуешь добро и красо ту героев Стоменка, хотя внешне они приземлены. Когда это дик туется логикой роли, как в обра зе Кудимова («Старший сын»), то поражаешься точности ударений и мастерству характеристики. Ко- гда же герой требует более ши рокой гаммы чувств, как Вален тин («Валентин и Валентина»), по нимаешь, что какие-то очень важ ные черты пока ускользают от ак тера. Ну, а если внешняя простота, сухость соседствуют с внутренним богатством необъятного диапазо на, как получилось в образе стар шины Федота Васкова («А зори здесь тихие...»), — то налицо боль шой, заслуженный успех. Вот себялюбец Кудимов. Да, он аккуратен, принципиален, даже по-своему честен, но все это для себя. Остальным от этих качеств только вред. Все хорошее в Ку димове оборачивается тыльной стороной, когда направлено не на пользу людям, а для достижения своей цели. С первых шагов на сцене герой Владимира Стомен ка вызывает неприязнь. Сначала даже не понимаешь, почему, а чувствуешь, что этот человек—чу жак. Как картинно он стоит, вы ставив вперед ногу и скрестив руки на груди — ни дать, ни взять Наполеон Бонапарт. Он пре зираем суету, всю эту житейскую сутолоку. Он сам себя создал «на большое дело». И поэтому под чинил жизнь раз и навсегда заве денному ритму. В нем есть что- то от автомата. Про таких гово рят — корректен до противности. Мне довелось видеть этот спек такль в других театрах, в частно сти, в Красноярском ТЮЗе, са мом первом постановщике этой пьегы Там Кудимов вызывает скорее симпатию. Красивый, без всяких претензий, искренне лю бящий, а на него вдруг набрасы ваются Бусыгин и Семен. И соз дается впечатление, что Бусыгин (положительный герой) мельчает и борется с Кудимовым за люби мую, а не с неприятной лично стью, претендующей на любовь хорошей девушки. Произошло смещение акцентов, как часто случается в театре. У нас этого нет. Актер создает сатирический образ, достойный осмеяния. Другой образ. Валентин любит. Это не вызывает сомнения. Он го тов бороться за свою любовь, ЕГО ГЕРОИ Зарисовка к портрету актера Мурманского областного драматического театра Владимира СТОМЕНКА умереть, защищая любимую. Но в интерпретации Стоменка (как и задано режиссером) эта самоот дача, рыцарство скорее для себя, для утверждения своего мужско го достоинства, а не осознанная потребность защищать любимую. Что-то кудимовс-кое нет-нет да и прорвется в этом образе. В спектакле Валентина гораздо выше в любви. Она любит, гото ва на любую жертву ради него. Валентина (артистка Клавдия Бе- лоза) не мыслит себя без него. Валентин же Владимира Стомен ка — легкомысленнее. В нем нет глубины чувства, не просматрива ется второго плана. С точки зре ния жизни такая трактовка обра за достаточно достоверна. Дейст вительно, краски чувств у деЕуш- ки тоньше и разнообразнее, чем у юноши. Девушки более жерт венны. Все это Владимир Стоме- нок рассказывает психологически точно и аргументированно — мальчишеская бравада, наигран ная опустошенность, неумение по нять любимую в решающую для нее минуту. А хотелось бы, чтобы актер по казал не только эволюцию жела ний своего героя, но и сердца, чтобы мальчик Валентин замет нее, чем это делается, прогресси ровал, поднимаясь по шкале чувств на новую ступень, прибли жаясь к Валентине. И, наконец, Федот Васков. По жалуй, это не только самая луч шая, но и самая любимая роль Стоменка. Хотя бы потому, что актер постоянно совершенствует ее. И если сравнить премьерное* исполнение и последнее, с радо- • стью отмечаешь, что актер все более и более оттачивает мно гие моменты,, все точнее попада ет в цель. То, что вызывало воз ражение на премьере, сейчас до ведено до необходимого уровня, то, что было недостаточно моти вировано, нынче подтверждено множеством штрихов и фактов. Казалось, что истерика Федота Васкова после того, как он узна ет о гибели Лизы Бричкиной, на поминает игру старых трагиков — со всхлипыванием, завыванием, в темпераментным битьем кула ками в грудь. Теперь же Влади мир Стоменок в этой сцене по- мужски сдержан, и только мо ментами по спине проходит судо рога рыданий. Или следующая за этой — сцена встречи с еще оставшимися в живых Ритой Ося- ниной и Женей Комельковой. В первых спектаклях не хватало ка ких-то родных, отцовских нот в голосе. Сейчас есть все: и внут реннее единение с девочками, и братание кровью, крепче которо го нет, и нежность, так несвойст венная прежнему Васкову. Вот Васков ходит с Уставом, стараясь найти разъяснения по ча сти женского пола, вот покашли вает, чтобы дать возможность женщинам привести себя в поря док, и начинаешь понимать, что суровость его напускная — бро ня от зубастых девчат, от всего того родного, мирного, чем по веяло на него с тех пор, как при слали женский взвод. Он себя самосграничивает. Сухость, суро вость — не свойства его характе ра, а необходимость. Война! Вас ков Стоменка — человек алмаз ной твердости. Строгий, неумоли мый судья своих поступков. А уже одно это говорит о тонкости душевной организации. Когда, обходя посты, Басков, помимо своей воли, задерживает ся возле Бричкиной, видишь, что ВаскоЕ-то не службист, не солда фон, а обыкновенный деревен ский парень, улыбчивый и компа нейский. Его тянет к Бричкиной, Она своя. И он это понимает. Отсюда и эмоциональная обна женность в сцене узнавания о ги бели Бричкиной. Берет пилотку, ищет инициалы, нашел, пошатнул ся — «Не дошла, значит, Брнчки- на», — опустил руки безвольно, упал ничком и, от собственного бессилия, от невозможности спа* сти Лизу, заплакал. И когда Соню убили, всплакнул Васков — ску пая слеза скатилась по щеке. Б слезах этих не только горе от смерти близкого человека, 6 еще и суд над собой — не су мел сберечь. Физически ощуща ешь, как, надрываясь, на пределе (а где тот предел для Федота Васкова?), несет Васков груз каж дой смерти. Только запас душев ного здоровья, железная воля доводят старшину до победы. И когда он, преклонив колено, це лует смертельно раненную Риту, кажется, что не ее он целует, а клянется отомстить. Так и засты вает он, коленопреклоненный, как памятник павшим воинам. Не все роли актера равноцен ны по мастерству. Совсем не за помнился Юрий («Справедливость — мое ремесло»), Сергей («Са мый последний день»). Неряшли во, непродуманно выглядит одна из последних работ Владимира- Стоменка — Альфред («Белое платье матери»). Однако лучшие образы, созданные на сцене в последние годы, говорят о том'* что актеру многое под силу. Не-* обходимо только постоянно, вдумчиво работать. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz