История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ОЕДАВНО . НА ВЫСТАВКЕ * * эстонской художественной фотографии я обратила внимание на работу К. Суура «Тишина». Первое впечатление, как ни странно, — почти физическое ощущение грохота современного города. И вдруг... тишина. По улице идет старушка. Ее фигура рождает странное ощущение ка- кой-то особой тишины, возникаю щей в жизненном пространстве пожилой женщины и неторопли во следующей за ней. Похожее впечатление возника ет от спектакля Мурманского об ластного драматического театра «Белое платье матери» по пьесе татарского драматурга Шарифа Хусайнова (режиссер В. В. Ки селев). Мать приезжает в город, где жив у т трое ее взрослых сыновей. Она неизлечимо бсльна и знает, что жить осталось несколько ме сяцев. Встает вопрос: кто из сы новей должен взять мать к себе, ухаживать за ней, больной и бес помощной? Старший сын Максуд временно живет с семьей в л е т нем сарайчике, в ожидании квар тиры, младший, Сайяр, — на ча стной квартире. К тому же он только что женился, и невестна не хочет ухаживать за больной свекровью. Остается Ислам. Он имеет и дом, и машину, и деньги, однако именно он и оказался са мым бессердечным. Ни Ислам, ни его жена Расиха не желают при нять мать к себе. Есть у матери и еще дети. Но они живу т далеко, в дру гих горо дах, куда она, больная, ехать не может. Один сын сл ужи т на гра нице. Другой — Инсаф — сам тяжело болен. Старые раны, по лученные . в боях за Родину, по стоянно напоминают о себе, и Инсаф •вынужден большую часть времени проводить в больнице. Как видим, конфликт пьесы сложен и остр. И режиссер спектакля В. В. Киселев не смяг чает остроты ситуации. Он лишь несколько смещает акценты. Главным действующим лицом по становки становится мать. В ре зультате морально-этические проблемы получают философское толкование, и расширяется интер национальный диапазон этой ак туальной для всех людей пьесы татарского драматурга. Белый цвет — символ любви, красоты и непорочности души. В конечном итоге — это. символ счастья. Мать в исполнении А. Маго- маевой — это тоже символ люб ви, жертвенной и прекрасной. Это символ высокой духовности, света, счастья. Дважды мы видим мать в бе лом платье. Первый раз — на свадьбе младшего сына, когда все доброжелательны друг к дру гу и ничто не омрачает веселья. Дети не знают еще о болезни матери. В этой сцене все сияет чистотой, солнечностью, отраже нием любви молодых • супругов. А мать своей красотой, плавно стью движений в танце, удиви тельной нежностью, пожалуй, да же затмевает на какое-то мгнове ние невесту. Это свадьба. Второй раз — белое платье ма тери создает ощущение разла женности, неустроенности, тре воги. Должен приехать один из сыновей, тот, что служит на гра нице. Мать надевает белое платье — ведь праздник, сын едет до мой к матери, где ждет егд лю бовь, тепло, свет. Но нет сына, погиб, охраняя государственную радостный, немного капризный, немного восторженный. Вот оно что: взрослые люди при появ лении своей матери стали деть ми. Но возникло и еще нечто, за ставляющее зрительный зал вни мательно прислушаться к проис ходящему на сцене. Возникла ти шина внутренняя, мудрая, с кото рой мать, чуть улыбаясь, осматри вает своих детей. И так властна эта тишина, что и мы невольно начинаем видеть мир ее глазами, оценивать по ее меркам. И ЕСЛИВЫ ЗНАЛА.. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОДНОЙ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ „БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ МАТЕРИ" • МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР границу. Близится к концу жизнь матери. Так белый цвет становит ся печалью, трауром, символом той грани, за которой — вечность, бессмертие. А. Магомаева создает образ женщины прекрасной и велико душной. Ее мать живет в особом мире' мудрости й той неописуе мой .тишины, которая даруется старости, которая изгоняет сует ливость (разум экономит время), мелкость (все — по большому счету), многословие (слово мысль, итог прожитой жизни). Помните фотографию с эстон ской выставки? В мурманском спектакле . сходная атмосфера возникает при первом же появ лении матери на сцене. Шумит f свадебное застолье. Сколько эмоций. Сколько харак теров. Сколько судеб. Но откры вается дверь, й входит мать. Что- то неуловимо изменилось. Нет, шум не утих, наоборот, он стал активнее. Изменился его харак тер. Из взрослого, самоуверенно го, то иронического, то скептиче ского, то раздраженного, то ве селого он превратился в дэтскчй, именно с этого мгновения мы на чинаем жить ее жизнью. Десятерых детей воспитала мать. Разных детей. И героев, и скромных простых людей. И од ного подлеца. Мать А . Маго- маевой — человек, проживший суровую жйэнь, вдоволь хлебнув ший горя) но человек — счастли вый. Она счастлива сознанием собственной- значимости на земле, тем, что жизнь прожита не зря. Поэтому ее не страшит смерть. Она ждет своего конца гордо и спокойно. По-человечески. И де тям своим она завещает жить по- человечески. В это слово мать- Магомеева вкладывает огромное значение. "Самое страшное — это малодушие: «Вот вам мое последнее сло во: живите пр-людски! Пусть ни какое испытаний. — ни добром, ни злом, ни счастьем, ни несча стьем — не убііет в каждом из вас человека! И больше всего остерегайтесь малодушия! В ма лодушии сидит трус. А трус, что бы спасти^ свою шкуру, -способен на любую подлость. Трус может предать родного - отца, предать родную мать. Даже Отечество трус может предать!» Эти слова — итог жизни мате ри, пережившей самое страшное — предательство сына. А. Мзго- маева произносит их горько, страшно. Это — завещание де тям. Но это — и проклятие одкс- му из них. Из строя всего спектакля не вольно рождается вопрос: как могла такая хорошзя мать воспи тать столь никчемного сына? Пьеса не дает ответа. Его на до искать в самом спектакле. Главное достоинство и муд рость постановки, ло-моему, в том, что режиссер В. В. Киселее и исполнительница центральной роли А . Магомаева подходят к жизненной ситуации, предложен ной автором, философски. Вина сына ложится на плечи матери. Служение матери делу воспи тания своих детей — пример са мой высокой и прекрасной жерт венности. Но всегда ли оправ данны подобные жертвы? Не ста новятся ли они иногда корнем зла, порождающего пороки че ловеческие? Вспомним, Ислам был самым трудным ребенком. Всем своим детям мать дала жизнь один раз. Ему — дважды. Первый раз — рожая в муках. Второй раз — жертвуя своей жизнью и спасая от смерти. Какой материнской меркой оценила она жизнь этого своего сына? По-видимому, самой высо кой. Во всяком случае, она обе регала его больше, чем осталь ных детей от тягот жизни. Не осуждала сурово его пороки. В результате — воспитала стяжате ля и эгоиста. В дни Великой Оте чественной он дезертировал из Красной Армии. Мать и тут про стила сына, с мукой понеся крест матери предателя. Старость, близость конца дела ют ее глаза зоркими. Только те перь она понимает, что сотвори ла. Ее последнее обращение к детям — это обращение старо сти, мудрости к молодости, не дальновидности. Это горькое осознание.челове ком собственной ошибки режис сер выделяет особо. Недаром по является в спектакле пролог. Не даром на слова старика Альму- хамета: «Счастливая ты, мать! Стольких детей сумела вырастить. И ведь из каждого человека сде лала!» — мать отвечает со вздо- хом: — Ах, если бы из каждого!.. Трагедия матери-Магомаевой в том, что она слишком поздно по няла свою ошибку. Знала бы раньше, в молодости... Если бы молодость знала... Если бы старость могла... Т. ЧЕСНОКОВА, театровед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz