История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

В КАБИНЕТЕ главного режиссе­ ра — молодой морской офицер . Слышу, что режис­ сер и завлит обеспокоены: ладно ли ферма сидит, рукав на месте ли? Ходят люди мимо подремонти­ рованного здания, и, может, ка­ жется им, что театр пуст и дрем­ лет . Но там — давно заботы, большие и маленькие. И скоро в роли капитан-лейтенанта Гусева из спектакля «Валентин и Вален­ тина» выйдет совсем незнакомый, только что приехавший актер В. Кецман. Как и большинство молодых актеров Мурманского театра, он — выпускник Ленин­ градского театрального института. Работал в Магаданском музыкаль­ но-драматическом театре. А в пьесе «Белое платье мате- ^ ри», которую сейчас включили в репертуар , главная роль поруче­ на актрисе А . Магомаевой, тоже недавно приглашенной в труппу. И еще много «сюрпризов» гото­ вит театр для мурманских зрите­ лей в предстоящем сезоне. Qhh увидят Е. Иванчук в новой для нее работе — она будет играть Женю -Комелькову в инсценировке по­ двести Б. Васильева — «А зори - здесь тихие...», а Л. Ниценко — Андрея в спектакле «Три дня и -- вечность». Только все это впереди. И пока не наступил день '15 сентября, вспомним _ мы о событии уже прошедшем, однако очень важ­ ном в жизни театра. Мне удалось узнать про мно­ гое поочередно — у главного ре­ жиссера В. В. Киселева, у заве­ дующей литературной частью Н. Н. Мазур, у режиссера В. Я. Келле-Пелле. О летних гастролях театра рас­ сказал его главный режиссер Ва­ силий Васильевич Киселев: — Так далеко и на такой дол­ гий срок мы давно не выезжали. Творчески и финансово «прошли» успешно. В мае были в Петроза­ водске. И хотя некоторые наши названия имеются в репертуаре местного театра («Человек со сто­ роны», «Валентин и Валентина», «Старший сын»), петрозаводский зритель признал и оценил своеоб­ разие мурманских спектаклей. Этот зритель строгий, но добро­ желательный и отзывчивый. Новое для петрозаводчан — то внимание, которое наш театр уделяет детям. У них детских спектаклей мало, и ребятишки не приучены к театру. А мы давали для них почти каждый день один — два спектакля. Это стало одной из особенностей наших гастролей. Случались во время гастролей и большие трудности, связанные в основном с дальними переезда­ ми. Особенно в Вологде. Каждый день давали спектакли и в област­ ном центре, и в Череповце, но шли они на хорошем художест­ венном уровне. Было много т в о р ч е с к и х Естреч. В Петрозаводске — и в универси­ тете, и на ведущих предприятиях: Онежском тракторном, на заводе «Тяжбуммаш». Провели зритель­ с к ую конференцию по итогам га­ стролей. А в Вологде встречались со всемирно известными кружев­ ницами. На столе — стопка адресов, почетных грамот, привезенных с гастролей. Среди них — альбом с образцами всевозможных льняных тканей — подарок театру (и главный режиссер вспомнил, как ходили они по Вологодскому льнокомбинату, выступали в це­ хах, что там интересное видели). — В Вологде покорили нас рус­ ские мотивы архитектуры. Наше пребывание совпало с 825-летием города. Праздничное ощущение от всей Вологды с ее старинностью передавалось и нам. И еще. Когда уезжали из Мурманска, была ран­ няя весна, зелень совсем еще не пробилась, а оказались в Чере­ повце — и нас просто засыпали черемухой. Эта теплота и празд­ ничность оставались до конца га­ стролей. * • • И вот теперь, когда театр вер­ нулся в свой город и надо от­ крывать сезон, начались всегдаш­ ние мучения, обычные творческие беспокойства. — В этом году особенно тяжело с репертуаром, — говорит завлит театра Нина Николаевна Мазур, — потому что репертуар послед­ них лет хороший, и хочется удер­ жаться на уровне. Сейчас появи­ лось много пьес национальных авторов. Остановились мы на ра­ боте татарского драматурга Ш. Хусайнова «Белое платье ма­ тери». О ближайшей премьере сезона, теперь уже как постановщик спектакля, ведет разговор Васи­ лий Васильевич Киселев: — Рано пока говорить о спек­ такле, но можно сказать, что лье- сой Ш. Хусайнова (как в прошлом году «Затюканным апостолом») мы включаемся во Всероссийский фестиваль драматургии и теат­ рального иснусства народов СССР. Автор в своем произведении поднимает современные, важные морально-нравственные пробле­ мы. Вроде и бытовой материал, но автор анализирует общечеловече­ ские проблемы действительности. Очень интересен образ матери — очень жизненный и в то же время обобщенный, как символ Родины. В спектакле будет занята основная группа .ведущих .акте­ ров театра, оформит его худож­ ник Н. Гарпинич, известный' зри­ телю по спектаклям ; : «За+юкан- ный апостол», «Валентин и Вален­ тина», «Женитьба» и другим. (Он приглашен теперь в театр на по­ стоянную работу). К предстоящему фестивалю ру­ мынской драматургии мы выбра­ ли водевиль А. Баранги «Обра­ зумься, Христофор!». Детским спектаклем сезона, очевидно, бу­ дут «Бременские музыканты». И. конечно, ищем серьезную, проблемную льесу из жизни ра­ бочего класса или современной деревни, вообще о труде. В «порт­ феле» театра сейчас имеются «Самый жаркий месяц» Г. Бока­ рева, «Солдатская вдова» Н. Анки- лова, «Лошадь Пржевальского» М. Шатрова. * * * Нина Николаевна Мазур: — И обязательна в нашем ре­ пертуаре драматургия для юно­ шества. Остановились на «Анто­ нине» Г. Мамлина, известного мурманским зрителям по спек­ таклю «Эй ты, здравствуй!». Но «Антонина» — пьеса не только для юношества. Она поднимает тему ответственности взрослых за судь­ бы детей. Еще мы искали комедию. Этот жанр зритель любит, но мы не очень его балуем. Есть у нас «Старший сын», но это комедия не слишком веселая. Она очень умная и немного грустная. «За­ тюканный апостол» — трагикоме­ дия, тоже серьезный спентакль. В. Я. Келле-Пелле о постанов­ ке пьесы М. Гиндина и Г. Ряб- кина «Уходят женщины»: — Это лирическая музыкальная комедия, тема которой вечна, как сама жизнь. Пьеса — о любви. В ней будут заняты представители всех поколений нашего театра. В постановке ее представляется случай показать вокальные и пла­ стические возможности наших ак­ теров. Если говорить о будущем, то следующей работой станет одна из пьес Островского, которую мы собираемся посвятить 150-летию со дня его рождения. Работа предстоит очень ответственная. т а к к а к нл а с си к а — Есегда тр уд ­ ный эк зам ен . Так формируется р еп е р т у ао . Он разнообразен. Но е поиске произведений сказываются при­ страстия нашего театра — его не­ равнодушие к драмам нравствен­ ным, к отношениям человеческим, жажда чуткости и доб р о ты . Бот и пьеса «Белое платье матери» вся­ кого человека заденет. Она с грубоватой даже откровенностью забеспокоит совесть. •* * * ' Но к р о м е р е п е р т у а р а и Есей творческой работы , театр , как всегда, волнует вопрос непосред­ ственного контакта со зрителем. Театр устраивает зрительские кон­ ференции по спектаклям и итого- .Еые — в конце каждого сезона. Была така5?'завершающая конфе­ ренция и в прошлом году. Зрите­ ли заполнили анкеты и в них вы­ сказали немало ценных для теат­ ра замечаний и мнений. Получила признание молодежь. В числе лучших актеров театре И завтра-новое начало... 15 СЕН­ ТЯБ­ РЯ - ОТКРЫ ТИЕ ТЕАТ­ РАЛЬ­ НОГО СЕЗО­ НА названы К. Белова и В. Стсме- нок. И тут зрители приобщились к серьезному творческому собы­ тию. О нем говорит его участник Еелерий Яковлевич Келле-Пелле: — Идет Всесоюзный смотр ра­ боты театров с молодыми актера­ ми и творческих достижений ар­ тистической молодежи, в котором участвует и наш театр. Уже под­ ведены итоги первой двухлетни. Театр отметил работы А. Азарчек- ко, К. Беловой, В. Гришко, Л. Ни­ ценко, М. Самочко, В. Стоменка. Смотр способствовал повышению мастерства актеров, их человече­ ской требовательности к себе. На последней конференции зрителями было выражено поже­ лание чаще встречаться с кол­ лективом театра. К этому стре­ мится и сам театр, это одна из многих-многих его забот в пред­ стоящем сезоне. А начнется он завтра. Н. КОТЕЛЬНИКОВА . На снимках Ф. Косинца: сцена из спектанля «Валентин и Вален­ тина» (Валентин — В. Стоменои, Валентина — К. Белова); сцена из спектакля «Старший сын» (Сара­ фанов — нар. артист РСФСР и засл. артист Латвийской ССР В. Д. Туманов, Нина — Н. Четве­ рикова, Бусыгин -— Л. Ниценко, Васенька — М. Самочко).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz