История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

М УРМАНСКИЙ областной драматический театр закончил оче­ редной творческий сезон. Зрители-северяне на днях начнут знакомиться с искусством гастролирующего у нас коллектива из гтеірозаводска, мурманские актеры уезжают на гастроли в Карелию и Вологду... Перед последними спектаклями нашего театра в Мурманске и собрались мы (актеры, режиссеры театра и представитель газеты) на беседу. Темой нашего разговора было — все о сезоне. Но сначала представим участников беседы: заслуженный артист *СФСР Владимир ТАРАСОВ, заслуженная артистка РСФСР Елена ^АКИЛОВА, артисты Клавдия БЕЛОВА, Евгения НЮХТИНА, Влади» лир СТОМЕНОК, режиссер Валерий КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ, главный режис- :ер театра Василий КИСЕЛЕВ, заведующая литературной частью теат­ ра Нина МАЗУР Театр з ар ож д а е т с я в лаборатории драматурга, задолго-задолго до ре- іетиций, сп ек т ак л я , зри теля и бе- •ед о сезоне. Поэтому^ ср а зу в зяв бы ка з а бо- ;а, мы заговорили о главном: О 'ЕПЕРТУАРЕ СЕЗОНА. КОРРЕСПОНДЕНТ: В прошед- иие осень, зиму и полвесны мы /видели на вашей сцене новые гпектакли: «Человек со стороны», «А зори здесь тихие...», «Вален­ тин и Валентина», «Затюканный і п о с т о л » , «Женитьба», «Самый по­ следний день». И еще постановки цля детей .— «Два мастера» и ^Василиса Прекрасная». Явный )Гклон ^а современность. Окиды-. ■ая взглядом этот перечень, что сейчас можно сказать о нем, ка­ кую память он о себе у вас оста­ вит? .. ГЛАВНЬЙ .РЕЖИССЕР В. В. КИ­ СЕЛЕВ: Я лично очень доволен нашим репертуаром s прошед­ шем сезоне. Сложилась благо­ приятная ситуация — подобрался интересный современный мате­ риал: с проблемами — острыми, насущными, трогающими. Знаете, зтот удачный подбор даже пугает нас: как сможем на следующий год держать марку? Ведь интерес* ные аещи для постановки не каж­ дый год появляются! Репертуар такой получился не случайно. Во-первых, мы о нем загодя побеспокоились, в прош­ лом году уже к началу сезона все определилось, все вещи были прочитаны и обсуждены в творче­ ском коллективе. Во-вторых, в предыдущем сезоне появился ак­ тивный помощник главного ре­ жиссера по литературной части — Нина Николаевна Мазур, Ощутимо и то, что мы несколь­ ко пьес и инсценировок (как по прозе Бориса Васильева, как «Че­ ловека со стороны») поставили первыми или вторыми-третьими в стране. МАЗУР: Разделяю тревогу о завтра — на уровне будет удер­ жаться трудно (а значение уров­ ня велико — в этот сезон у нас самое большое число зрителей, по сравнению с предыдущими). Но тут у нас есть надежда вот на какие событи*. Страна отмечает пятидесятилетие Союза Советских Социалистических Республик, ак­ тивно показьгеают свое творчество драматурги' нерусских националь­ ностей, а"значйт, намечается при­ ток новых пьес. Мы уже знаем несколько работ казахских, гру­ зинских, прибалтийских* авторов, они и дадут выбор, . И — классика. В этом году мы показали только, одну пьесу из русской классики (Гоголь), а из зар убежной — ничего. Это недо­ статочно, и в классику устремля­ ются наши мысли». Об этом нас, кстати, просили зрители. Упоминание о классике оживило разговор и увело от прошлого сезо­ на в будущий всех участников бе­ седы. РЕЖИССЕР КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ (тем­ пераментно): Мало вспоминаем «классику. А между тем — Шекс­ пир есть! МАЗУР: И Достоевский. КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Пора и нам Шек­ спира ставить! МАЗУР: И Достоевского. АКТРИСА НЮХТИНА: И Брехтаі КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Наш коллектив созрел для Шекспира, я уверен. Все-таки театр — это театр. Ему драматургия нужна, а во многих инсценировках современных ве­ щей — много литературного, ма­ ло действия, характеров. И потом — кто сказал, что в классике нет мыслей, созвучных современно­ сти? Да там могут для нас вскрыться вещи важнее иных «сверхсовременных» однодне­ вок! АРТИСТ ТАРАСОВ: Надо за русских Шекспиров браться! С этого момента — когда про зву ­ чало очень серьезное, живо е т- корреспондёнту стало «овеем легко: работники театра начали и сами задавать друг другу вопросы. НЮХТИНА (к Келле-Пелле): Ва­ лерий Яковлевич, а что бы вы хо­ тели взять шекспировское? КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: «Ромео и Джуль­ етту». Но, говорят, фильм выхо­ дит. Ну, тогда «Ричарда»! «Отел- по» бы! Но... ДАНИЛОВА: Актеры голодают по классике. Один спектакль в год — это значит, что не каж­ дый сезон можно сыграть актеру, не все попадают. А ведь там школа, там учеба, повышение ма­ стерства. Поэтому каждый режис­ сер должен поставить одну клас­ сическую пьесу в год. БЕЛОВА: Вопрос к главному режиссеру: что же будет из классики? КИСЕЛЕВ: Островский, «Таланты и поклонники». Из зарубежного —- Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». НЮХТИНА: Без риска нет удач! Надо рисковать — от'1 Шекстира до Брехта. С Евгенией Нюхтиной согласились все. И вспомнили прим еры и з ж и з ­ ни своего театра. Там , где был риск , элемент неожиданности , по­ явл ялись и интересные работы: спектакли , актерские роли. Так , был назван сп ектакль «Женитьба», который мурманские зрители полу ­ чили недавно. «Провальная» пьеса принесла успех . Среди актерских работ сезона см елым р ежиссерским выбором на звали назначение Ефи« ма Иоффе на роль Чешкова в «Че­ ловеке ’ со стороны», Владимира Стоменка — н а Васкова в «А зори здесь тихие...» • • Разговор перешел в новое русло - ОБ АКТЕРСКИХ РАБОТАХ се ­ зона. ТАРАСОВ: Весь коллектив ра­ ботал плодотворно. Нет — чтоб без души и сердца. Были взлеты в положении главных героев спек­ таклей, как Ефим Иоффе — Чеш- ков («Человек со стороны»), Кла­ ва Белова — Валентина («Вален­ тин и Валентина»), . Владимир Сто- менок... Но ведь для цельности спектакля важны и эпизодические роли. Об удачах в этом плане осо­ бо приятно говорить — удач в эпизодах не бывает у людей, у которых не развито высоко чув­ ство коллективизма, которые не преданы своему искусству душою. Среди интересных эпизодических ролей сезона — и Эльвира 8ез- ломцева в спектакле «Валентин и Валентина», и Елена Данилова, и Сергей Киселев в «Самом послед­ нем дне». Елена Данилова застав­ ляет волноваться, когда вместе с ней на сцене. В удовольствие ра­ ботаешь и со Стоменком — озор­ ные глаза, не только слушает, но и с л ы ш и т ; не ждет реплики, а ж и в е т на сцене. БЕЛОВА {продолжает рассужде­ ние об удачах актерских работ): Радует игра Миши Самочко в «За­ тюканном апостоле» — это его взлет над собой. Очень мне нра­ вятся все женихи в «Женитьбе» — Вахтанг Туманов, Михаил Зотов, Корнелий Баздеров, Ефим Иоффе. По-новому я увидела Людмилу Банецкую в роли Лизы Бричкиной («А зори здесь тихие...») ДАНИЛОВА: А Елена Мазурова, в «Зорях...» же! А Галина Иван­ ченко! Репертуар дал нам, акте­ рам, интересный материал. Мно­ гие получили большие . роли й разнообразные, и — раскрылись, доказали: могут большее. Иоффе, конечно, гору свернул. Но много приятного оставили и другие, ска- Дорианна Куршина или Завадские. Или Тарасов, в нашей последней премь-' ере года — «Самый последний день». • «Самый последний день» пред : стал перед зрителем чуть ли н е ^в последний день сезона, з а сутки ред нашей беседой. Это бы л а ;'в то ­ р а я васильевская премьера год а ..в М урманском театре — инсцениров­ к а второй повести Б ори са В а с й л ь е - ' ва. Поставил ее Валерий Я ковл еви ч ' Келле-Пелле. В главной . • роли сыграл Владимир Иванович „Т ар а ­ сов, среди других исполнителей /— половина творческого состава теат ­ ра. Поэтому еще не угасшее чувст-- во премьеры - побудило к- разг<?йо- ру о «САМОМ ПОСЛЕДНЕМ ДНЕ». КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ (вопрос к пред­ ставителю газеты}: Что вы-- скаже­ те о нашей новой работе? ;- КОРРЕСПОНДЕНТ: Главный <чге-. рой, бывший фронтовик, младший лейтенант милиции Ковалев, ухо­ дящий на пенсию, — человек очень обаятельный. Но не только это, человеческое, так привлека­ ет. Тут утверждается любопытный взгляд на профессиональную стог, рону, на дело Ковалева. Участко­ вый, который более воспитатель, чем строгий страж порядка, бо­ лее друг своим подопечным, чем тот, кто наказывает, И в зтом спектакль убеждает. Однако весь спектакль кажется, если можно так сказать, «перекосоооченным». Главный конфликт: Ковалев — «супербандит» Валера не держит­ ся. Ведь Валера (как разработан­ ная фигура, характер) в спектак­ ле не существует. Поэтому гибель Ковалева представляется случай­ ной, нелепой в этой ситуации, это гибель, в .которой Ковалев и сам виноват, либеральничая, заигры­ вая с преступником. КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Мы и сами в целом недовольны спектаклем. Беда в том, что мы лередовери- лйсь автору повести. Поэтому бу­ дем дорабатывать спектакль, под­ нимать его. А вы, Владимир Ива­ нович, что скажете о своем ге­ рое, о Ковалеве? >ТАРАСОВ: Мне он нравится, он мне-дорог и близок. ,Я его чувст­ вую, ведь" сам из простой, семьи.. Но прежде всего'я разделяю его взгляды: щедрость — один из ключей : к человеческой душе. Этим материал"*нас привлек: со­ временно, гражданственно. Конеч­ но, я .Зуду.*: и дальше'работать над оО^й в этой роли, обтачивать её.Тг . ІРодилЬсь новое -... направление бе- сады. А как другие актёры — что скажут они О СВОИХ ГЕРОЯХ р прош едш ем сезоне -И О СЕБЕ. • ^БЕЛОВА: Мне и в этот год при­ шлось выступать в роли лириче­ ских героинь, девочек, делающих і жизни первые шаги. А хотелось бы сыграть: сильную, спокойную" женщину, , с багажом пережива­ ний. Кого?:' Есть -примета: назовешь —-н е СТОМЕНОК: У. меня в сезоне была.ройь, которой я сначала ис­ пугался. Даже ходил ; к' главному режиссеру, "«Отпрашиваться». Щ о - г “старшиТчѴВасков в спектакле «А зори здесь тихие...» Я и сей­ час перед каждым спектаклем му­ чаюсь: а вдруг не смогу. Ведь он, Васков не просто старше меня, ок — а другом измерении. У него на плечах не война с Днем Победы, а война, которая еще идет и кон­ ца которой еще не видно, У него .на плечах ответственность за лю­ дей, за девичий «батальон»... До­ рога мне роль и Валентина. В целом же я много играл по­ ложительных мальчишек, а те­ перь, чувствую, мне нужен герои лоложительно-отрицат е л ь н ы й, чтоб был сильный конфликт вну­ три себя. Как и‘ Клава Белова, я боюсь «заиграться»... КОРРЕСПОНДЕНТ: Василий Ва­ сильевич, вы начали разговор, вам и закруглять его. О гастролях. КИСЕЛЕВ: У "нас — поездка б Петрозаводск и Вологду.- По ме­ сяцу. Таких больших гастролей не было с 1958 года. Понятно, что это *інтересно, но и тяжело тоже. Мы берем четырнадцать спектаклей и предстоит нам V день показывать два, а то й три. Утром — детские, вечером — взрослые. Однако мы намереваемся во время поездки не прекращать подготовку : к но­ вому сезону — будем репетиро­ вать-* две ' новые пьесы, чтобы в сентябре выйти к мурманскому зрителю во всеоружии... Записал В. ТИМОФЕЕВ. НА ФОТО Е. Чудинова: сцена из последней премьеры сезона «Самый последний день». Кова­ лев — заслуженный артист РСФСР В . И. Тарасову Вера К укуш кина -г заслуженная ар - тистка РСФСР Е. А. Данилова .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz