История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
М УРМАНСКИЙ областной драматический театр закончил оче редной творческий сезон. Зрители-северяне на днях начнут знакомиться с искусством гастролирующего у нас коллектива из гтеірозаводска, мурманские актеры уезжают на гастроли в Карелию и Вологду... Перед последними спектаклями нашего театра в Мурманске и собрались мы (актеры, режиссеры театра и представитель газеты) на беседу. Темой нашего разговора было — все о сезоне. Но сначала представим участников беседы: заслуженный артист *СФСР Владимир ТАРАСОВ, заслуженная артистка РСФСР Елена ^АКИЛОВА, артисты Клавдия БЕЛОВА, Евгения НЮХТИНА, Влади» лир СТОМЕНОК, режиссер Валерий КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ, главный режис- :ер театра Василий КИСЕЛЕВ, заведующая литературной частью теат ра Нина МАЗУР Театр з ар ож д а е т с я в лаборатории драматурга, задолго-задолго до ре- іетиций, сп ек т ак л я , зри теля и бе- •ед о сезоне. Поэтому^ ср а зу в зяв бы ка з а бо- ;а, мы заговорили о главном: О 'ЕПЕРТУАРЕ СЕЗОНА. КОРРЕСПОНДЕНТ: В прошед- иие осень, зиму и полвесны мы /видели на вашей сцене новые гпектакли: «Человек со стороны», «А зори здесь тихие...», «Вален тин и Валентина», «Затюканный і п о с т о л » , «Женитьба», «Самый по следний день». И еще постановки цля детей .— «Два мастера» и ^Василиса Прекрасная». Явный )Гклон ^а современность. Окиды-. ■ая взглядом этот перечень, что сейчас можно сказать о нем, ка кую память он о себе у вас оста вит? .. ГЛАВНЬЙ .РЕЖИССЕР В. В. КИ СЕЛЕВ: Я лично очень доволен нашим репертуаром s прошед шем сезоне. Сложилась благо приятная ситуация — подобрался интересный современный мате риал: с проблемами — острыми, насущными, трогающими. Знаете, зтот удачный подбор даже пугает нас: как сможем на следующий год держать марку? Ведь интерес* ные аещи для постановки не каж дый год появляются! Репертуар такой получился не случайно. Во-первых, мы о нем загодя побеспокоились, в прош лом году уже к началу сезона все определилось, все вещи были прочитаны и обсуждены в творче ском коллективе. Во-вторых, в предыдущем сезоне появился ак тивный помощник главного ре жиссера по литературной части — Нина Николаевна Мазур, Ощутимо и то, что мы несколь ко пьес и инсценировок (как по прозе Бориса Васильева, как «Че ловека со стороны») поставили первыми или вторыми-третьими в стране. МАЗУР: Разделяю тревогу о завтра — на уровне будет удер жаться трудно (а значение уров ня велико — в этот сезон у нас самое большое число зрителей, по сравнению с предыдущими). Но тут у нас есть надежда вот на какие событи*. Страна отмечает пятидесятилетие Союза Советских Социалистических Республик, ак тивно показьгеают свое творчество драматурги' нерусских националь ностей, а"значйт, намечается при ток новых пьес. Мы уже знаем несколько работ казахских, гру зинских, прибалтийских* авторов, они и дадут выбор, . И — классика. В этом году мы показали только, одну пьесу из русской классики (Гоголь), а из зар убежной — ничего. Это недо статочно, и в классику устремля ются наши мысли». Об этом нас, кстати, просили зрители. Упоминание о классике оживило разговор и увело от прошлого сезо на в будущий всех участников бе седы. РЕЖИССЕР КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ (тем пераментно): Мало вспоминаем «классику. А между тем — Шекс пир есть! МАЗУР: И Достоевский. КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Пора и нам Шек спира ставить! МАЗУР: И Достоевского. АКТРИСА НЮХТИНА: И Брехтаі КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Наш коллектив созрел для Шекспира, я уверен. Все-таки театр — это театр. Ему драматургия нужна, а во многих инсценировках современных ве щей — много литературного, ма ло действия, характеров. И потом — кто сказал, что в классике нет мыслей, созвучных современно сти? Да там могут для нас вскрыться вещи важнее иных «сверхсовременных» однодне вок! АРТИСТ ТАРАСОВ: Надо за русских Шекспиров браться! С этого момента — когда про зву чало очень серьезное, живо е т- корреспондёнту стало «овеем легко: работники театра начали и сами задавать друг другу вопросы. НЮХТИНА (к Келле-Пелле): Ва лерий Яковлевич, а что бы вы хо тели взять шекспировское? КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: «Ромео и Джуль етту». Но, говорят, фильм выхо дит. Ну, тогда «Ричарда»! «Отел- по» бы! Но... ДАНИЛОВА: Актеры голодают по классике. Один спектакль в год — это значит, что не каж дый сезон можно сыграть актеру, не все попадают. А ведь там школа, там учеба, повышение ма стерства. Поэтому каждый режис сер должен поставить одну клас сическую пьесу в год. БЕЛОВА: Вопрос к главному режиссеру: что же будет из классики? КИСЕЛЕВ: Островский, «Таланты и поклонники». Из зарубежного —- Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». НЮХТИНА: Без риска нет удач! Надо рисковать — от'1 Шекстира до Брехта. С Евгенией Нюхтиной согласились все. И вспомнили прим еры и з ж и з ни своего театра. Там , где был риск , элемент неожиданности , по явл ялись и интересные работы: спектакли , актерские роли. Так , был назван сп ектакль «Женитьба», который мурманские зрители полу чили недавно. «Провальная» пьеса принесла успех . Среди актерских работ сезона см елым р ежиссерским выбором на звали назначение Ефи« ма Иоффе на роль Чешкова в «Че ловеке ’ со стороны», Владимира Стоменка — н а Васкова в «А зори здесь тихие...» • • Разговор перешел в новое русло - ОБ АКТЕРСКИХ РАБОТАХ се зона. ТАРАСОВ: Весь коллектив ра ботал плодотворно. Нет — чтоб без души и сердца. Были взлеты в положении главных героев спек таклей, как Ефим Иоффе — Чеш- ков («Человек со стороны»), Кла ва Белова — Валентина («Вален тин и Валентина»), . Владимир Сто- менок... Но ведь для цельности спектакля важны и эпизодические роли. Об удачах в этом плане осо бо приятно говорить — удач в эпизодах не бывает у людей, у которых не развито высоко чув ство коллективизма, которые не преданы своему искусству душою. Среди интересных эпизодических ролей сезона — и Эльвира 8ез- ломцева в спектакле «Валентин и Валентина», и Елена Данилова, и Сергей Киселев в «Самом послед нем дне». Елена Данилова застав ляет волноваться, когда вместе с ней на сцене. В удовольствие ра ботаешь и со Стоменком — озор ные глаза, не только слушает, но и с л ы ш и т ; не ждет реплики, а ж и в е т на сцене. БЕЛОВА {продолжает рассужде ние об удачах актерских работ): Радует игра Миши Самочко в «За тюканном апостоле» — это его взлет над собой. Очень мне нра вятся все женихи в «Женитьбе» — Вахтанг Туманов, Михаил Зотов, Корнелий Баздеров, Ефим Иоффе. По-новому я увидела Людмилу Банецкую в роли Лизы Бричкиной («А зори здесь тихие...») ДАНИЛОВА: А Елена Мазурова, в «Зорях...» же! А Галина Иван ченко! Репертуар дал нам, акте рам, интересный материал. Мно гие получили большие . роли й разнообразные, и — раскрылись, доказали: могут большее. Иоффе, конечно, гору свернул. Но много приятного оставили и другие, ска- Дорианна Куршина или Завадские. Или Тарасов, в нашей последней премь-' ере года — «Самый последний день». • «Самый последний день» пред : стал перед зрителем чуть ли н е ^в последний день сезона, з а сутки ред нашей беседой. Это бы л а ;'в то р а я васильевская премьера год а ..в М урманском театре — инсцениров к а второй повести Б ори са В а с й л ь е - ' ва. Поставил ее Валерий Я ковл еви ч ' Келле-Пелле. В главной . • роли сыграл Владимир Иванович „Т ар а сов, среди других исполнителей /— половина творческого состава теат ра. Поэтому еще не угасшее чувст-- во премьеры - побудило к- разг<?йо- ру о «САМОМ ПОСЛЕДНЕМ ДНЕ». КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ (вопрос к пред ставителю газеты}: Что вы-- скаже те о нашей новой работе? ;- КОРРЕСПОНДЕНТ: Главный <чге-. рой, бывший фронтовик, младший лейтенант милиции Ковалев, ухо дящий на пенсию, — человек очень обаятельный. Но не только это, человеческое, так привлека ет. Тут утверждается любопытный взгляд на профессиональную стог, рону, на дело Ковалева. Участко вый, который более воспитатель, чем строгий страж порядка, бо лее друг своим подопечным, чем тот, кто наказывает, И в зтом спектакль убеждает. Однако весь спектакль кажется, если можно так сказать, «перекосоооченным». Главный конфликт: Ковалев — «супербандит» Валера не держит ся. Ведь Валера (как разработан ная фигура, характер) в спектак ле не существует. Поэтому гибель Ковалева представляется случай ной, нелепой в этой ситуации, это гибель, в .которой Ковалев и сам виноват, либеральничая, заигры вая с преступником. КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ: Мы и сами в целом недовольны спектаклем. Беда в том, что мы лередовери- лйсь автору повести. Поэтому бу дем дорабатывать спектакль, под нимать его. А вы, Владимир Ива нович, что скажете о своем ге рое, о Ковалеве? >ТАРАСОВ: Мне он нравится, он мне-дорог и близок. ,Я его чувст вую, ведь" сам из простой, семьи.. Но прежде всего'я разделяю его взгляды: щедрость — один из ключей : к человеческой душе. Этим материал"*нас привлек: со временно, гражданственно. Конеч но, я .Зуду.*: и дальше'работать над оО^й в этой роли, обтачивать её.Тг . ІРодилЬсь новое -... направление бе- сады. А как другие актёры — что скажут они О СВОИХ ГЕРОЯХ р прош едш ем сезоне -И О СЕБЕ. • ^БЕЛОВА: Мне и в этот год при шлось выступать в роли лириче ских героинь, девочек, делающих і жизни первые шаги. А хотелось бы сыграть: сильную, спокойную" женщину, , с багажом пережива ний. Кого?:' Есть -примета: назовешь —-н е СТОМЕНОК: У. меня в сезоне была.ройь, которой я сначала ис пугался. Даже ходил ; к' главному режиссеру, "«Отпрашиваться». Щ о - г “старшиТчѴВасков в спектакле «А зори здесь тихие...» Я и сей час перед каждым спектаклем му чаюсь: а вдруг не смогу. Ведь он, Васков не просто старше меня, ок — а другом измерении. У него на плечах не война с Днем Победы, а война, которая еще идет и кон ца которой еще не видно, У него .на плечах ответственность за лю дей, за девичий «батальон»... До рога мне роль и Валентина. В целом же я много играл по ложительных мальчишек, а те перь, чувствую, мне нужен герои лоложительно-отрицат е л ь н ы й, чтоб был сильный конфликт вну три себя. Как и‘ Клава Белова, я боюсь «заиграться»... КОРРЕСПОНДЕНТ: Василий Ва сильевич, вы начали разговор, вам и закруглять его. О гастролях. КИСЕЛЕВ: У "нас — поездка б Петрозаводск и Вологду.- По ме сяцу. Таких больших гастролей не было с 1958 года. Понятно, что это *інтересно, но и тяжело тоже. Мы берем четырнадцать спектаклей и предстоит нам V день показывать два, а то й три. Утром — детские, вечером — взрослые. Однако мы намереваемся во время поездки не прекращать подготовку : к но вому сезону — будем репетиро вать-* две ' новые пьесы, чтобы в сентябре выйти к мурманскому зрителю во всеоружии... Записал В. ТИМОФЕЕВ. НА ФОТО Е. Чудинова: сцена из последней премьеры сезона «Самый последний день». Кова лев — заслуженный артист РСФСР В . И. Тарасову Вера К укуш кина -г заслуженная ар - тистка РСФСР Е. А. Данилова .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz