История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМ* нас, мурманских театральных зрителей, немало порадо­ вал своими безусловными удачами на сцене актер об* ластного драматического те­ атра Ефим Иоффе. Вот как характеризовал его главный режиссер театра , Василий Васильевич Киселев: «Иоф* фе — актер большой таор- Н МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТЕАТРА ческой палитры, острохарак­ терный, способный решать разные задачи». На сцене Ефим Яковлевич произнес немало монологов. Но там он говорил от имени тех, кого играл. . Мы же» встретившись с ним, больше говорили о нем самом, о его пути ш театр, о нашем теат­ ре и о нашем городе, о слож­ ном нашем шумном времени. Так родились эти монологи не для сцены, монологи «от се­ бя». Между прочим, один из мо­ нологов был посвящен... мо­ нологам (сценическим]... ЕФИМ И О Ф Ф Е : монологи «от себя » — НЕ ЗНАЮ, что такое «зубрить роль». Знаю другое: суфлеров в театре теперь нет, роль на­ до помнить. Прочитаешь два-три раза и запоми­ наешь. Помогают, видимо, переживания героя, связанные со словами. Ведь это не просто фра* зы. А запоминать приходится немало. Вот у мо­ его Пешкова в «Человеке со стороны» больше тридцати страничек текста. Но не запоминание текста важно, а внутренняя твоя наполненность. Я, например, - люблю, когда перед выходом по­ ругает меня кто-то. Выхожу на сцену — и так все легко идет! Что ни скажу — во всем чувст­ вую уверенность. Иными словами, для того, чтоб войти в образ, нужно себя «накачать». Правда, некоторым актерам тут легче: может выручить высокая актерская техника. Вот наш Вахтанг Туманов так блестяще владеет техникой, что каждое движение и интонация, будучи ис­ ключительно достоверными, могут у него идти и не от собственного внутреннего состояния..» Люблю острые ситуации на сцене, возникающие в тех случаях, когда кто-го из актеров забыл или спутал слова. Тут от партнеров требуется та­ кая творческая реакция, такое понимание ло­ гики характеров и действия!.. Ведь нужно, им­ провизируя, плавно вернуться к ходу спектакля. Чтоб ни одно слово, ни одно движение не ца­ рапнули зрителя своей «чужеродностью». — ДО СИХ ПОР не пойму, как я увлекся театром. Не помню в своей жизни какого—либф «поворотного» случая. Родился я, правда, ѣ ве­ ликолепном театральном городе — Ленингра­ де. Там протекала довоенная часть моего детст­ ва и послевоенная. Но семья, родители никак не могли меня расположить, подтолкнуть к теат­ ру. Отец был электриком, он погиб, защищая свой город, в сорок тоетьем.. Мать тоже рабо­ чая, штамповщица по профессии Впервые по­ чувствовал тягу к слову в эвакуации — читал сти­ хи на радио. Что-то особенно впечатлило меня тогда: читал так, что звенели стекла. Или, может, мне это слышалось. Впрочем, детство мое закон­ чилось в традициях пролетарской семьи. Я воз­ намерился стать рабочим. Поступил в ремеслен­ ное училище, вышел оттуда токарем-универса- лом и — прямо на завод... — ЕСЛИ БЫ НЕ БЫТЬ АКТЕРОМ?.. Не поймите меня слишком просто — к актеру ближе всех следователь. А что?.. Кто есть актер? Неужто че­ ловек, декламирующий чужие слова? Мой друг, бывший мурманский режиссер Олег Овечкин, так говорил о нашей с ним работе: «Режиссер -А следователь, детектив. Он идет по пьесе. Ак* тер — по роли». А чем занимается следователь: Он по немногим детэлям мысленно выстраивает наиболее вероятный ход событий и логику дей­ ствий. И чем он лучше знает людей, тем боліі* ше вероятность успеха. То же самое делае1? актер. Пьеса дает ему несколько реплик, по­ ступков. Но это еще не человек. Нужно найти внутреннюю связь между всеми этими атрибу­ тами, дополнить их количество вероятными но­ выми (начиная от того, к а к должен т в о й г е ­ р о й ставить ногу и к а к держать голову, под­ нимать руку, и кончая тем, к а к он может про­ изнести те или иные слова). И это главная рабо­ та актера. На сцене же он появляется, когда нашел, воссоздал и закрепил в себе внешнее и внутреннее содержание героев. Да, но... Был бы я следователем или нет?.. — Я ПОШЕЛ РАБОТАТЬ на завод. Заодно учил­ ся в вечерней школе и занимался в театральной студии. Руководитель у нас был на зависть — Федор Михайлович Никитин, один из первых советских киноактеров, народный артист, лауре­ ат Государственных премий. Студия эта была из­ вестной, из нее вышли многие нынешние ле­ нинградские актеры... Со временем я начал вы? ступать на сцене — в ансамбле «Светящиеся краски», иногда в театре, на фестивалях. Нами интересовались театры, и вот увиделН и меня — пригласили на работу в Калининградский театр. Но я был призван в армию и стал солдатом..." — АКТЕРОМ НЕЛЬЗЯ С Т А Т Ь , то есть на не­ го невозможно вы/читься. Им нужно родить ­ с я . Правда, родившись, можно им и н е стать. Эти три истины — как три ступеньки познания. На последнюю я поднялся года три назад. До этого мне все удавалось легче. Интуиция выру­ чала. Теперь я больше придаю значения работе над собой. Может быть, это связано с новыми, более сложными ролями, как Лука в «На дне» или Чешков в «Человеке со стороны», с их ответ­ ственностью... Ради Чешкова я стал больше хо­ дить пешком. У него должна быть своя походка. Для Жан-Вальжана (мурманский бич в «Суро­ вом человеке») я познакомился, не представля­ ясь, кто я, с мурманскими бичами, понаблюдал их жизнь. Один рыбак-капитан, лет пять уже не выходивший в море, здорово мне собою помог. Колоритная фигура. Смешно, но я ходил по Мур­ манску в потрепанной одежде, небритый, обходя центральные улицы, чтобы не встретить кого-ли­ бо из знакомых. Ѣто был уже труд. Разве я не мог бы сыграть просто пьяного или выпившего? Мог! Но я должен был изнутри разоблачить сво­ его героя! И ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ в армии я не порьіг $ал со своей студией, благо служил в Ленинград­ ской области. В 1958 году в Ленинграде гастро­ лировали мурманчане. Они обратились 8 студию 3% пополнением — и я попал ѳ Мурманск. Мог бы оказаться в Комсомольске-на-Амуре, но вы­ брал Мурманск. И доволен своим выбором, хотя І то время мурманский театр не имел ничего. Позже у него появилось видное здание, своя сцена... Сразу приняли хорошо. Моими учителя­ ми стали Корнелий Александрович Баздеров, Ген­ надий Николаевич Ложкин, потом — Вахтанг Да­ выдович Туманов. Я и сейчас люблю наш театр й ставлю его высоко: он лучше многих област­ ных и может соперничать со многими столичны­ ми. Ценю его за то, что он, сколько я его знаю, не останавливается, все время набирает силы. «м ДУМАЮ, 4TQ МНЕ как актеру повезло. $ Студии на меня сделали такую Аттестацию: «ост­ рохарактерный актер с комедийным уклоном». Меня этот «комедийный уклон» не пугал, но, вполне возможно, режиссеры, ценя его, не ви­ дели ему достаточной работы. Как выход, одну первых ролей мне дали сыграть... старика. Это б 22 года! Да еще какой старик (отец Дженни Герхард) — работяга, с мозолями, с акцентом и Трагедийным финалом. Но я был ему рад. Я там буквально не плакал, а ревел — и слышал такую же реакцию из зала. С тех пор и повелось... По ка я был молод, Я постиг старость. Стариков в списке моих перевоплощений много. — КАК Я ОТНОШУСЬ к возрасту актера? Очень ко многому возраст нас обязывает. Жизнь без скидок: ни ты сам себе, ни дру­ гие тебе. Ни неудач, ни срывов. Конечно, гово­ рят: каждый имеет право на творческую неуда­ чу. Но так говорят все, а прощает неудачи дале­ ко не каждый... Но у театра есть другое поня­ тие о возрасте: актеры молодые, актеры сред­ него (от тридцати до сорока лет) возраста, акте­ ры старшего поколения. Мне 36. Я отношусь к средним. И меня очень огорчает, что в нашем театре мало средних... — КОГО БЫ Я ХОТЕЛ сыграть на сцене?.. Креп­ кого, сильного русского человека. Мне близок Чешков. То, о чем он говорит, против чего бун­ тует, было в моих размышлениях и до знаком­ ства с этой ролью, с пьесой «Человек со сторо­ ны». Однако меня смущает «хэппи знд» в нашем спектакле. В жизни Чеиыовым нередко прихо­ дится труднее, чем в пьесах. Поэтому хоте­ лось бы заострить сюжет финалом, которым могла стать сцена, где Чешкова отказыва­ ются слушать инженеры, специалисты и расходят­ ся, а он им вслед, в пустоту, в стену кричит! Пусть бы на этом кончался спектакль, чтоб зритель по­ нял остроту и значительность начатой Чешковым борьбы... Хотя мне в таком варианте было бы труднее играть. Чешков мне вообще давался не легко, а в этой сцене — особенно... Записал В. ТИМОФЕЕВ \ і !<;: -ѵд.У’о<~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz