История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМ* нас, мурманских театральных зрителей, немало порадо вал своими безусловными удачами на сцене актер об* ластного драматического те атра Ефим Иоффе. Вот как характеризовал его главный режиссер театра , Василий Васильевич Киселев: «Иоф* фе — актер большой таор- Н МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТЕАТРА ческой палитры, острохарак терный, способный решать разные задачи». На сцене Ефим Яковлевич произнес немало монологов. Но там он говорил от имени тех, кого играл. . Мы же» встретившись с ним, больше говорили о нем самом, о его пути ш театр, о нашем теат ре и о нашем городе, о слож ном нашем шумном времени. Так родились эти монологи не для сцены, монологи «от се бя». Между прочим, один из мо нологов был посвящен... мо нологам (сценическим]... ЕФИМ И О Ф Ф Е : монологи «от себя » — НЕ ЗНАЮ, что такое «зубрить роль». Знаю другое: суфлеров в театре теперь нет, роль на до помнить. Прочитаешь два-три раза и запоми наешь. Помогают, видимо, переживания героя, связанные со словами. Ведь это не просто фра* зы. А запоминать приходится немало. Вот у мо его Пешкова в «Человеке со стороны» больше тридцати страничек текста. Но не запоминание текста важно, а внутренняя твоя наполненность. Я, например, - люблю, когда перед выходом по ругает меня кто-то. Выхожу на сцену — и так все легко идет! Что ни скажу — во всем чувст вую уверенность. Иными словами, для того, чтоб войти в образ, нужно себя «накачать». Правда, некоторым актерам тут легче: может выручить высокая актерская техника. Вот наш Вахтанг Туманов так блестяще владеет техникой, что каждое движение и интонация, будучи ис ключительно достоверными, могут у него идти и не от собственного внутреннего состояния..» Люблю острые ситуации на сцене, возникающие в тех случаях, когда кто-го из актеров забыл или спутал слова. Тут от партнеров требуется та кая творческая реакция, такое понимание ло гики характеров и действия!.. Ведь нужно, им провизируя, плавно вернуться к ходу спектакля. Чтоб ни одно слово, ни одно движение не ца рапнули зрителя своей «чужеродностью». — ДО СИХ ПОР не пойму, как я увлекся театром. Не помню в своей жизни какого—либф «поворотного» случая. Родился я, правда, ѣ ве ликолепном театральном городе — Ленингра де. Там протекала довоенная часть моего детст ва и послевоенная. Но семья, родители никак не могли меня расположить, подтолкнуть к теат ру. Отец был электриком, он погиб, защищая свой город, в сорок тоетьем.. Мать тоже рабо чая, штамповщица по профессии Впервые по чувствовал тягу к слову в эвакуации — читал сти хи на радио. Что-то особенно впечатлило меня тогда: читал так, что звенели стекла. Или, может, мне это слышалось. Впрочем, детство мое закон чилось в традициях пролетарской семьи. Я воз намерился стать рабочим. Поступил в ремеслен ное училище, вышел оттуда токарем-универса- лом и — прямо на завод... — ЕСЛИ БЫ НЕ БЫТЬ АКТЕРОМ?.. Не поймите меня слишком просто — к актеру ближе всех следователь. А что?.. Кто есть актер? Неужто че ловек, декламирующий чужие слова? Мой друг, бывший мурманский режиссер Олег Овечкин, так говорил о нашей с ним работе: «Режиссер -А следователь, детектив. Он идет по пьесе. Ак* тер — по роли». А чем занимается следователь: Он по немногим детэлям мысленно выстраивает наиболее вероятный ход событий и логику дей ствий. И чем он лучше знает людей, тем боліі* ше вероятность успеха. То же самое делае1? актер. Пьеса дает ему несколько реплик, по ступков. Но это еще не человек. Нужно найти внутреннюю связь между всеми этими атрибу тами, дополнить их количество вероятными но выми (начиная от того, к а к должен т в о й г е р о й ставить ногу и к а к держать голову, под нимать руку, и кончая тем, к а к он может про изнести те или иные слова). И это главная рабо та актера. На сцене же он появляется, когда нашел, воссоздал и закрепил в себе внешнее и внутреннее содержание героев. Да, но... Был бы я следователем или нет?.. — Я ПОШЕЛ РАБОТАТЬ на завод. Заодно учил ся в вечерней школе и занимался в театральной студии. Руководитель у нас был на зависть — Федор Михайлович Никитин, один из первых советских киноактеров, народный артист, лауре ат Государственных премий. Студия эта была из вестной, из нее вышли многие нынешние ле нинградские актеры... Со временем я начал вы? ступать на сцене — в ансамбле «Светящиеся краски», иногда в театре, на фестивалях. Нами интересовались театры, и вот увиделН и меня — пригласили на работу в Калининградский театр. Но я был призван в армию и стал солдатом..." — АКТЕРОМ НЕЛЬЗЯ С Т А Т Ь , то есть на не го невозможно вы/читься. Им нужно родить с я . Правда, родившись, можно им и н е стать. Эти три истины — как три ступеньки познания. На последнюю я поднялся года три назад. До этого мне все удавалось легче. Интуиция выру чала. Теперь я больше придаю значения работе над собой. Может быть, это связано с новыми, более сложными ролями, как Лука в «На дне» или Чешков в «Человеке со стороны», с их ответ ственностью... Ради Чешкова я стал больше хо дить пешком. У него должна быть своя походка. Для Жан-Вальжана (мурманский бич в «Суро вом человеке») я познакомился, не представля ясь, кто я, с мурманскими бичами, понаблюдал их жизнь. Один рыбак-капитан, лет пять уже не выходивший в море, здорово мне собою помог. Колоритная фигура. Смешно, но я ходил по Мур манску в потрепанной одежде, небритый, обходя центральные улицы, чтобы не встретить кого-ли бо из знакомых. Ѣто был уже труд. Разве я не мог бы сыграть просто пьяного или выпившего? Мог! Но я должен был изнутри разоблачить сво его героя! И ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ в армии я не порьіг $ал со своей студией, благо служил в Ленинград ской области. В 1958 году в Ленинграде гастро лировали мурманчане. Они обратились 8 студию 3% пополнением — и я попал ѳ Мурманск. Мог бы оказаться в Комсомольске-на-Амуре, но вы брал Мурманск. И доволен своим выбором, хотя І то время мурманский театр не имел ничего. Позже у него появилось видное здание, своя сцена... Сразу приняли хорошо. Моими учителя ми стали Корнелий Александрович Баздеров, Ген надий Николаевич Ложкин, потом — Вахтанг Да выдович Туманов. Я и сейчас люблю наш театр й ставлю его высоко: он лучше многих област ных и может соперничать со многими столичны ми. Ценю его за то, что он, сколько я его знаю, не останавливается, все время набирает силы. «м ДУМАЮ, 4TQ МНЕ как актеру повезло. $ Студии на меня сделали такую Аттестацию: «ост рохарактерный актер с комедийным уклоном». Меня этот «комедийный уклон» не пугал, но, вполне возможно, режиссеры, ценя его, не ви дели ему достаточной работы. Как выход, одну первых ролей мне дали сыграть... старика. Это б 22 года! Да еще какой старик (отец Дженни Герхард) — работяга, с мозолями, с акцентом и Трагедийным финалом. Но я был ему рад. Я там буквально не плакал, а ревел — и слышал такую же реакцию из зала. С тех пор и повелось... По ка я был молод, Я постиг старость. Стариков в списке моих перевоплощений много. — КАК Я ОТНОШУСЬ к возрасту актера? Очень ко многому возраст нас обязывает. Жизнь без скидок: ни ты сам себе, ни дру гие тебе. Ни неудач, ни срывов. Конечно, гово рят: каждый имеет право на творческую неуда чу. Но так говорят все, а прощает неудачи дале ко не каждый... Но у театра есть другое поня тие о возрасте: актеры молодые, актеры сред него (от тридцати до сорока лет) возраста, акте ры старшего поколения. Мне 36. Я отношусь к средним. И меня очень огорчает, что в нашем театре мало средних... — КОГО БЫ Я ХОТЕЛ сыграть на сцене?.. Креп кого, сильного русского человека. Мне близок Чешков. То, о чем он говорит, против чего бун тует, было в моих размышлениях и до знаком ства с этой ролью, с пьесой «Человек со сторо ны». Однако меня смущает «хэппи знд» в нашем спектакле. В жизни Чеиыовым нередко прихо дится труднее, чем в пьесах. Поэтому хоте лось бы заострить сюжет финалом, которым могла стать сцена, где Чешкова отказыва ются слушать инженеры, специалисты и расходят ся, а он им вслед, в пустоту, в стену кричит! Пусть бы на этом кончался спектакль, чтоб зритель по нял остроту и значительность начатой Чешковым борьбы... Хотя мне в таком варианте было бы труднее играть. Чешков мне вообще давался не легко, а в этой сцене — особенно... Записал В. ТИМОФЕЕВ \ і !<;: -ѵд.У’о<~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz