Драматический театр Краснознаменного Северного флота, 1935-1995 : альбом [/ редактор-составитель Н. С. Шум]. – Мурманск : [б. и., 1995]. – 59 с. : ил.
откровенно "отрицательный" персонаж пьесы". На всем протяжении Великой Отечественной войны театр Северного флота работал в тесном содружестве с известными советскими драматургами. Уже упоминалось, что молодой драматург В. Дыховичный написал для театра пьесу "Шумят леса” , сам принимал участие в ее постановке в качестве режиссера. Драматург И. Шток написал и осуществил постановку своей пьесы "В далекой гавани", посвященной героям- подводникам Северного флота и норвежским партизанам. В течение долгого периода театр держал связь с писателем Ю. Германом, который, будучи на Северном флоте, написал пьесу "Белое море" и передал ее в портфель театра (впоследствии автор создал на основе этой пьесы свой знаменитый исторический роман "Россия молодая", по которому создан известный телефильм). В процессе работы над этим спектаклем Ю. Герман принимал участие в репетициях, провел с актерами ряд бесед о предистории Северного флота, о далеких петровских временах и первых русских моряках, защищавших северные рубежи нашей Отчизны. Эти беседы нашли свое отражение в спектакле, поставленном В. Плучеком. Премьера состоялась 14 апреля 1945 года. Почувствовав крепкий контакт с коллективом театра, Ю. Герман совместно с писателем Ю. Рестом пишет новую пьесу, которая рассказывает о жизни и быте североморских торпедоносцев в период военных действий в Баренцевом море. Само название "У нас на Севере" определило ее значение для флотского зрителя. Этот спектакль, поставленный режиссером Г. А. Иофиным имел своеобразное значение для театра уже и тем, что это был первый послевоенный спектакль. А премьера состоялась в печальную для нашего народа дату - 22 июня 1945 года. В годы войны с театром так или иначе связали свою творческую судьбу все композиторы, приезжавшие или проходившие службу на Северном флоте. Одни писали музыку и песни для постановок театра, другие ездили с труппой на совместные концерты в гарнизоны и базы флота. При этом артисты были зачастую первыми исполнителями многих популярных в будущем песен таких композиторов, как В. Оранский, Б. Боголепов, Б. Терентьев, Е. Жарковский и других. Композитор В. Клочков все годы войны работал в музыкальной части театра, которая состояла из маленького оркестра с оригинальным по нынешним временам составом: скрипка, виолончель, баян, фортепиано. В день десятилетия театра командующий Северным флотом адмирал А. Головко отметил не только беспрецедентную по своим масштабам работу коллектива в военные годы (двадцать одна постановка, две тысячи концертов), но и особую выдающуюся роль театра в достижении и приближении долгожданной победы в Великой Отечественной войне. За боевые заслуги работники театра были награждены 25 боевыми орденами и 30 медалями Советского Союза. Первое десятилетие деятельности театра Северного флота заложило основы всего, чем жил и живет сегодня коллектив: принципы формирования труппы, репертуарную линию, атмосферу внутренней жизни, любовь к Северному флоту, доброе отношение к зрителям - матросам и солдатам, развитое чувство патриотизма, в стилистике - склонность к ярким формам и открытости чувств. В течение всех 60-ти лет своей истории театр остается верным своему принципу - ориентации в репертуаре на русскую и современную драматургию. Центральное место в его афише занимают спектакли на военную тему, раскрывающие мужество и отвагу советских воинов в годы Великой Отечественной войны, боевые будни современной Армии и Флота. "Песнь о черноморцах" и "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Так и будет", "Русские люди", "Парень из нашего города” , "Дни и ночи" К. Симонова, "Офицер флота" А. Крона, "Океан” А. Штейна, "Туман над заливом” И. Штока, "Барабанщица", "Камешки на ладони" А. Салынского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Торопись успеть" Л. Крейна, "Взлет" и "Рядовые” А. Дударева - эти и другие спектакли составляют краткий выборочный перечень генеральной линии репертуара театра. Социальные и моральные аспекты жизни современников, проблемы духовности и гуманизма, национальные особенности характера россиян наиболее полно нашли отражение в таких спектаклях как "Иркутская история" и "Сказки старого Арбата” А. Арбузова, "В день свадьбы” В. Розова, "Чти отца своего" В. Лаврентьева, "Варшавская мелодия" Л. Зорина, "По соседству мы живем” и "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозерова, "Свалка" А. Дударева и многих других. Видное место в репертуаре занимают пьесы русской и зарубежной классики, современных западных драматургов. За годы своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz