Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

«юаяю ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ н а и я п я иш знакомящее его с новыми и новыми сокровищами мировой классики и достижениями советского театра... ... В своих репертуарных планах филиал заботится о показе зрителям лучших советских пьес, отображавших нашу действитель­ ность, нашу великую эпоху во всем ее разнообразии; повествующих о новых людях нашей эпохи.” Первый сезон театра-филиала в Мурманске открылся 10 но­ ября 1936 года пьесой Виктора Гусева “Слава”. За два с лишним года театр показал мурманчанам ряд спек­ таклей, одобренных идеологическими органами. Среди них, напри­ мер, “Беспокойная старость” Л. Рахманова, “Терентий Иванович” Ю. Свирина, “Дружба” В. Гусева, “Очная ставка” Л. Шейнина, “Де­ ти Ванюшина” С. Найденова, “Дама-невидимка” Кальдерона и дру­ гие. Неудивительно, что местная критика была в восторге от “вы­ сокого публицистического духа постановок и яркого отражения действительности”. Отмечалась и хорошая, слаженная игра актеров. Но практика театра-филиала все-таки не оправдала себя. Пропагандистские задачи не могли быть решены при низком худо­ жественном уровне спектаклей. Причины этого очевидны: постоян­ ные переезды, плохие сценические площадки, почти полная невоз­ можность творческого роста отталкивали способных опытных ма­ стеров сцены от передвижного театра. Труппа часто состояла из людей случайных, не понимающих и не принимающих друг друга. Неизбежные в такой ситуации авралы резко снижали качество спек­ таклей. Тревожные сигналы о невозможности работы театров- филиалов (а правильнее сказать, передвижных театров) в данных условиях все чаще поступали во Всесоюзный комитет по делам ис­ кусства при СНК СССР. В результате, в 1938 году вышло постанов­ ление “О стационировании периферийных театров”. Это решение дало некоторое облегчение столичным театрам, но настоящую поль­ зу принесло оно провинциальным городам СССР, которые получили возможность создавать у себя самостоятельные творческие коллек­ тивы, иметь СВОЙ театр, работающий постоянно, а не урывками. Ленинградский филиал Большого драматического театра им. Горького был направлен в Мурманск как основная база для создания Мурманского Государственного драматического театра. Со своей стороны, Мурманский горисполком предоставил коллективу сценическую площадку Дворца культуры им. Кирова и оказал небольшую финансовую поддержку. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz