Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ т в ш т т т т ш ж ш ш ш т ш м а м ш т ш ш ш т а т т т н н ш ш в ш а ш Во главе театра встал Сергей Александрович Морщихин. Вместе с ним приехал из Ленинграда режиссер А. Шубин. Измучен­ ный горьким опытом работы филиала, Морщихин, в порыве творче­ ского энтузиазма искренне веря в открывающиеся перспективы, первоочередной задачей ставит сплочение коллектива, создание творческого ансамбля: “... Надо найти общий язык, сплотить креп­ кий коллектив, сработаться, создать дружную творческую семью...” Главным режиссером был заявлен и главный методологиче­ ский принцип театра - реализм. Здесь уместно будет небольшое от­ ступление. Провозглашая реализм, С. А. Морщихин, видимо, вынужден был “наступить на горло собственной песне”. Как показала его дальнейшая театральная практика, как в Мурманске, так и в Ленин­ граде, он был приверженцем другого направления - романтического. Такими были его лучшие спектакли: “Оптимистическая трагедия” Всеволода Вишневского (1940 г., театр Северного флота) и “Сказка о правде” Маргариты Алигер (1946 г., театр им. Ленинского комсо­ мола, Ленинград). За постановку последнего режиссер был удостоен Сталинской (Государственной) премии. Что касается творческой декларации в Мурманске, то здесь проглядывает скорее необходи­ мость, чем чувство. Именно в 1939 году вышло постановление пар­ тии о спектакле “Враги” М. Горького в постановке МХАТа, в кото­ ром указывался только один путь творческого существования совет­ ских театров - социалистический реализм. Из репертуарного плана первого сезона видна попытка кол­ лектива широко отразить жизнь современников в различных ее ас­ пектах, помня при этом о не декларированной романтической при­ вязанности: “Волки” Н. Леонова, “Таня” А. Арбузова, “Сын наро­ да” Ю. Германа. Классика была представлена спектаклями “Обрыв” И. Гончарова в сценической редакции Н. И. Гнедича,“Лес” А. Ост­ ровского, “Собака на сене” Лопе де Вега, “Егор Булычов” и “Васса Железнова” М. Горького. К открытию театра, состоявшемуся 1 февраля 1939 года, труппа подготовила пьесу братьев Тур и Л. Шейнина “Генеральный консул”, тема которой была безусловно связана с идеологическими постулатами времени. По воспоминаниям очевидцев, зал был полон и на премьере, и на последующих спектаклях. Критика отмечала игру актеров Григорьева, Добротина, Смирнова, которые “заставляют верить в их поступки, действия, переживания силой искренности и большой внутренней теплоты. Преодолевая некото- 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz