Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ш ш ш ш ш ш ш ж п ш ш ш т ш т н п ш я ш ш ш : ство актерского ансамбля, четкость режиссерского замысла прояви­ лись особенно ярко. Здесь с новой силой, с совершенно неожидан­ ной, трагической стороны раскрылся талант В. М. Филиппова, соз­ давшего образ несколько ограниченного и глубоко несчастного Карандышева. Человечность, теплота, благородство Робинзона в исполнении М. М. Розенблюма оттенили трезвую расчетливость Паратова (Б. И. Соловьев). Центром спектакля был образ Ларисы, нежной и чистой, какой ее сыграла М. П. Чудзина. Героиня М. Чудзиной поражала скромностью, затаенной, готовой раскрыться в полную силу страстью, безысходностью своей любви. Ее глаза, полные ужаса перед окружающей грязью и под­ лостью, ее голос, срывающийся до отчаяния, ее стремительный по­ рыв к счастью и безнадежное разочарование - все это звучало ис­ кренне и находило отклик в сердцах зрителей. По характеру своего дарования актриса была близка траги­ ческому плану. Ее героини были исполнены сильных страстей, их внутренний конфликт почти всегда неразрешим. Актрисой были созданы образы одиноких, глубоко страдающих женщин, которым природа, казалось бы, отпустила все, чтобы любить и быть люби­ мой, но жизнь оказалась беспощадной. Она вернула на мурманскую сцену любовь “в чистом виде”, без социальной и политической окраски. Самым крупным достижением театра ленинградская критика признавала спектакль “Каменное гнездо” по пьесе X. Вуолийоки. В первую очередь, отмечалась режиссура (С. П. Ящиковский), кото­ рая была видна “... в раскрытии внутреннего мира образов, в плас­ тическом рисунке мизансцен, в типизации хар ..теров, в создании верной и точной атмосферы”1. В роли старой хозяйки Нискавуори талантливо выступила старейшая актриса театра М. А. Усова. Они играла сильную и властную женщину, гордую и умную. Это была натура близкая Вас­ се Железновой по своему социальному положению, но глубоко про­ тивоположная ей по внутреннему содержанию. Усова придала своей героине обаяние, обосновала ее поступки гуманной логикой. Хозяй­ ка Нискавуори предстала перед зрителями человеком противоречи­ вым: мужественным и жестоким, чутким и умудренным жизненным опытом. 1 Винер А. На спектаклях Мурманского театра // Ленинградская правда. 1958. 2 июля. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz