Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ш ш ш ш ш ш ш ж п ш ш ш т ш т н п ш я ш ш ш : ство актерского ансамбля, четкость режиссерского замысла прояви лись особенно ярко. Здесь с новой силой, с совершенно неожидан ной, трагической стороны раскрылся талант В. М. Филиппова, соз давшего образ несколько ограниченного и глубоко несчастного Карандышева. Человечность, теплота, благородство Робинзона в исполнении М. М. Розенблюма оттенили трезвую расчетливость Паратова (Б. И. Соловьев). Центром спектакля был образ Ларисы, нежной и чистой, какой ее сыграла М. П. Чудзина. Героиня М. Чудзиной поражала скромностью, затаенной, готовой раскрыться в полную силу страстью, безысходностью своей любви. Ее глаза, полные ужаса перед окружающей грязью и под лостью, ее голос, срывающийся до отчаяния, ее стремительный по рыв к счастью и безнадежное разочарование - все это звучало ис кренне и находило отклик в сердцах зрителей. По характеру своего дарования актриса была близка траги ческому плану. Ее героини были исполнены сильных страстей, их внутренний конфликт почти всегда неразрешим. Актрисой были созданы образы одиноких, глубоко страдающих женщин, которым природа, казалось бы, отпустила все, чтобы любить и быть люби мой, но жизнь оказалась беспощадной. Она вернула на мурманскую сцену любовь “в чистом виде”, без социальной и политической окраски. Самым крупным достижением театра ленинградская критика признавала спектакль “Каменное гнездо” по пьесе X. Вуолийоки. В первую очередь, отмечалась режиссура (С. П. Ящиковский), кото рая была видна “... в раскрытии внутреннего мира образов, в плас тическом рисунке мизансцен, в типизации хар ..теров, в создании верной и точной атмосферы”1. В роли старой хозяйки Нискавуори талантливо выступила старейшая актриса театра М. А. Усова. Они играла сильную и властную женщину, гордую и умную. Это была натура близкая Вас се Железновой по своему социальному положению, но глубоко про тивоположная ей по внутреннему содержанию. Усова придала своей героине обаяние, обосновала ее поступки гуманной логикой. Хозяй ка Нискавуори предстала перед зрителями человеком противоречи вым: мужественным и жестоким, чутким и умудренным жизненным опытом. 1 Винер А. На спектаклях Мурманского театра // Ленинградская правда. 1958. 2 июля. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz