Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ считать смену идеологических ориентиров в стране и искусстве и умелое художественное руководство. Новые произведения советских драматургов, появившиеся после XX съезда партии, позволяли создавать яркие сценические характеры, несущие в себе большой эмоциональный и нравственный заряд. Проблематика этих пьес волновала и актеров, и зрителей. Большинство спектаклей, поставленных на сцене мурманского теат­ ра в этот период, рассказывало о современниках - людях, жизнь ко­ торых была близка каждому сидящему в зрительном зале. Главный режиссер С. П. Ящиковский был человеком творче­ ским, любил театр всей душой, заражал каждого работника своей энергией и оптимизмом. Вокруг него всегда возникали дискуссии о проблемах современного театра, о творческих планах, удачах или неудачах. Он корректно относился к тем, у кого что-либо не получа­ лось на сцене, находил время, чтобы похвалить любую, пусть даже самую маленькую актерскую находку. Пропадал в театре с утра до ночи, не пропуская почти ни одного спектакля. В это время был создан художественный совет, на котором обсуждались вопросы репертуара, проводились читки новых пьес и их обсуждения, разби­ рались новые постановки и решались вопросы, связанные с творче­ ским ростом каждого актера. Обычно деятельность подобных худсоветов в те годы своди­ лась к разбору внутритеатральных дрязг и склок. Поэтому особенно велика была роль художественного руководителя в создании под­ линно творческой атмосферы. С. П. Ящиковский не был режиссером-новатором, обладав­ шим красочной фантазией и обширным арсеналом режиссерских приемов. Но он умело создавал внутреннюю архитектонику спек­ такля. С его помощью проявились дарования многих молодых акте­ ров. Он не ограничивал их амплуа, давал возможность для поисков, помогал советами. Владея ограниченным арсеналом жанровых приемов, режиссер иногда оказывался в затруднительном положении. К примеру, ставя водевиль Ц. Солодаря “Любовь, директор и квартира”, он попытал­ ся создать произведение психологического характера. Вполне за­ служенно прозвучал упрек ленинградского критика С. Л. Цимбала, который указывал, что “... задача, решать которую предстоит те­ атру, заключается в дальнейшем обогащении выразительных средств, используемых в его спектаклях. Сейчас, думается мне, по­ становки театра по режиссерскому своему решению слишком напо­ 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz