Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ставил несколько классических спектаклей, в основном по пьесам Горького и Островского. Ориентировались на наиболее репертуар­ ные пьесы столичных театров, старались не отходить от уже одоб­ ренных высшими инстанциями трактовок. Некоторую свободу театр почувствовал только в постановках пьес или инсценировках романов западных писателей, конечно тех, кто был разрешен. Таким образом, на сцене Мурманска зрители могли посмотреть “Глубокие корни” Д. Гоу и А. Д’Юссе, “Сирано де Бержерак” Э. Ростана, “Даму-невидимку” Кальдерона, “Женитьбу Фигаро” Бомарше, “Закон Ликурга” по Т. Драйзеру, “Лисички” Л. Хеллман. Положение дел становилось все хуже, зрители почти перестали ходить в театр. Как и прежде, виновник был найден быстро - глав­ ный режиссер Л. П. Юренин, талантливый и опытный постановщик, был вынужден уйти из театра, передав его на несколько лет в руки временщиков. В первой половине 50-х годов полностью сменяется руковод­ ство театра. Директором его становится 3. П. Николаева, хорошо ориентирующаяся в проблемах театра. Она любила свое дело, отдавала ему практически все силы. Ею на должность главного ре­ жиссера был приглашен из Ленинграда заслуженный артист УАССР С. П. Ящиковский. Под его руководством меняется реперту­ арная линия, чему способствуют и происходящие в стране перемены: смерть Сталина и либерализация в политической сфере. На сцене появляются произведения, в которых затронуты острые вопросы современности. Спектакли “Годы странствий” А. Арбузова, “Персо­ нальное дело” А. Штейна, “Мать своих детей” А. Афиногенова, “В добрый час” и “В поисках радости” В. Розова и другие вернули мурманских зрителей в свой театр. В этот период особенно ярко проявилось мастерство ветера­ нов - А. Б. Рогачевского, Е. П. Федоровой, М. А. Усовой, В. М. Фи­ липпова, В. М. Ильковича, Е. И. Шаповаловой, во весь голос заяви­ ла о себе молодежь театра - Г. Н. Ложкин, 3. Б. Хватская, К. А. Баз- деров, В. П. Соколов, Е. А. Данилова, М. П. Чудзина, Б. И. Соло­ вьев и другие. Многим артистам Мурманского областного драматического театра в 50-е годы было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР. Творческий взлет театра, особенно во второй половине 50-х годов, стал возможен по ряду причин, главными из которых можно 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz