Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (жттятжтттт^жттяжшшштткжшжттжт ВКП(б) “О репертуаре драматических театров и мерах по его улуч шению”, вышедшее в 1946 году. Но постановления и собрания не могли коренным образом изменить положение дел в театре. Конец 40-х - начало 50-х - один из самых трагических перио дов в истории советского искусства. Театры находились как бы между двух огней: с одной стороны, они стремились к укреплению связи с жизнью, с другой - администрирование, регламентация при вели к сужению круга тем. Проблема репертуара становилась осо бенно острой. Мурманский театр старался идти в ногу со временем, понимая недостатки так называемой “бесконфликтной” драматур гии, но получал рекомендации именно на подобные пьесы. Совсем плохо обстояло дело с комедией. В 1946 году област ной театр поставил спектакль по пьесе М. Зощенко “Парусиновый портфель”, который успели увидеть зрители Кинешмы. Но перед приездом театра в Мурманск, в августе, вышло Постановление ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором, в частности, говорилось: “Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изобра жение Зощенко нашей действительности сопровождается антисовет скими выпадами.” В такой обстановке спектакль “Парусиновый портфель” был немедленно снят с репертуара. Сатирическая комедия надолго поки нула сцены советских театров. На смену ей пришла безоблачная лирическая комедия. В 1948 году в связи с постановкой комедии В. Масса и М. Червинского “О друзьях-товаршцах” газета “Полярная правда” поместила статью критика Б. Танина “Поговорим о комедии”, в которой справедливо отмечалось, что на убогом драматургическом материале, лишенном живой мысли, нельзя создать спектакль силь ный, впечатляющий, запоминающийся. Было подвергнуто критике большинство комедийных спектаклей театра за их легковесность, за смакование комедийных ситуаций, за единственное стремление - повеселить публику. Все правильно. Но если театру, находящемуся в тисках пар тийных установок, удавалось посмешить публику, то можно счи тать, что хоть часть своей функции театр выполнял. Спасением в трудные для театра времена всегда была класси ка. JI. П. Юренин, в те годы главный режиссер театра, каждый сезон 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz