Чеснокова, Т. Б. Краткий очерк становления и истории мурманского областного драматического театра (30-50-е годы) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурманское отделение Союза российских писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. – С. 94-111 : фот.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (жттятжтттт^жттяжшшштткжшжттжт ВКП(б) “О репертуаре драматических театров и мерах по его улуч­ шению”, вышедшее в 1946 году. Но постановления и собрания не могли коренным образом изменить положение дел в театре. Конец 40-х - начало 50-х - один из самых трагических перио­ дов в истории советского искусства. Театры находились как бы между двух огней: с одной стороны, они стремились к укреплению связи с жизнью, с другой - администрирование, регламентация при­ вели к сужению круга тем. Проблема репертуара становилась осо­ бенно острой. Мурманский театр старался идти в ногу со временем, понимая недостатки так называемой “бесконфликтной” драматур­ гии, но получал рекомендации именно на подобные пьесы. Совсем плохо обстояло дело с комедией. В 1946 году област­ ной театр поставил спектакль по пьесе М. Зощенко “Парусиновый портфель”, который успели увидеть зрители Кинешмы. Но перед приездом театра в Мурманск, в августе, вышло Постановление ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором, в частности, говорилось: “Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изобра­ жение Зощенко нашей действительности сопровождается антисовет­ скими выпадами.” В такой обстановке спектакль “Парусиновый портфель” был немедленно снят с репертуара. Сатирическая комедия надолго поки­ нула сцены советских театров. На смену ей пришла безоблачная лирическая комедия. В 1948 году в связи с постановкой комедии В. Масса и М. Червинского “О друзьях-товаршцах” газета “Полярная правда” поместила статью критика Б. Танина “Поговорим о комедии”, в которой справедливо отмечалось, что на убогом драматургическом материале, лишенном живой мысли, нельзя создать спектакль силь­ ный, впечатляющий, запоминающийся. Было подвергнуто критике большинство комедийных спектаклей театра за их легковесность, за смакование комедийных ситуаций, за единственное стремление - повеселить публику. Все правильно. Но если театру, находящемуся в тисках пар­ тийных установок, удавалось посмешить публику, то можно счи­ тать, что хоть часть своей функции театр выполнял. Спасением в трудные для театра времена всегда была класси­ ка. JI. П. Юренин, в те годы главный режиссер театра, каждый сезон 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz