ChesnokovaTB_Murmanskij-bereg_1998_N4_s149-191

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Иголка в стоге сена Коллектив театра впервые познал трудности военного време­ ни не в июне 1941 года, а в разгар театрального сезона 1939-40 го­ дов. Шла война, которую тогда именовали белофинской. 13 декабря театр получил задание выступить перед частями Красной Армии и Флота, действующими на Петсамском направле­ нии. Судя по сохранившимся документам, артисты в этой военной кампании выступали во втором эшелоне, “шли за солдатами”. “Чаще всего коллектив перемещался к месту дислокации на­ ших войск на транспортных судах, вместе с солдатами, техникой, продовольствием. В одном из портов к представителю театра обра­ тились красноармейцы с просьбой дать концерт. На транспорте выступать было негде: все палубы и каюты забиты военным снаря­ жением. Оставалось одно - использовать трюм, в котором находи­ лось прессованное сено и помещались лошади. Ну что же, в трюме, так в трюме! Быстро была сооружена сцена: на прессованное сено сверху уложили листы фанеры - и концерт начался! Зрители устроились с комфортом... верхом на лошадях, по два-три человека на каждой.” (Из дневника театра). В необычных условиях приходилось работать и в даль­ нейшем. Об этом ярко рассказывает в своих воспоминаниях актер Ю. С. Добровольский: “Сегодня мы впервые вступили на финский берег. Куда ни кинешь взгляд - везде снег и обгорелые хребты домов, озаренные бликами костров, у которых греются наши бойцы. На специальном автобусе мы двинулись в одну из частей. Добрались до своего “театра” - деревянного шалаша, прилепивше­ гося под самой горой. Не верилось, что в этом убежище придется выступать. Но раздумывать не приходилось, через десять минут кон­ церт начался. Потолок мешал актерам выпрямиться, лампа “летучая мышь” еле светила, лица зрителей смутно вырисовывались из мрака, и лишь оглушительные аплодисменты после каждого номера напо­ минали, что перед нами множество смотрящих на нас друзей. Вечером дали одновременно два концерта в здании бывшего жандармского управления. Один концерт во втором этаже, другой внизу. Пока наверху играли отрывок из пьесы Н. Погодина “Человек с ружьем”, внизу успевал отплясать свой цыганский танец Добрынин. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz