ChesnokovaTB_Murmanskij-bereg_1998_N4_s149-191

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ да проявляло относительный либерализм. Причиной тому может быть, с одной стороны, естественный для любого человека гума­ низм, а, с другой стороны, то обстоятельство, что практически все командующие Северным Флотом были людьми интеллигентными и проявляли к своему театру подчеркнутое уважение, внимание к нуж­ дам и творчеству. Что касается “гнилых” настроений новобранцев, то все обош­ лось мирно, получили взыскания, внеочередной наряд на камбузе и наставления “не теоретизировать”, а “глубже проникать в характе­ ры советских людей”, что и было принято к исполнению. А в репер­ туар - для усиления политического воспитания матросов и трудя­ щихся - были включены пьесы, повествующие о бдительности граж­ дан страны Советов в борьбе с врагами народа и шпионами, о непо­ бедимости Красной Армии и молниеносных победах в ратных и трудовых битвах: “Банкир” А. Корнейчука, “Очная ставка” бр. Тур и Л. Шейнина, “Терентий Иванович” Ю. Свирина, “Шел солдат с фронта” В. Катаева, “Падь серебряная” Н. Погодина и др. Принцип “партийности” восторжествовал! В конце концов, и сами артисты, и их зрители искренне воспринимали все, что им было предложено подневольными драматургами. Вся сила мастерства и таланта работников театра была направлена на придание действу достоверности и эмоциональности. Именно в эти годы была зало­ жена в творческую стилистику театра иногда доходящая до наив­ ности искренность и полная самоотдача артистов в работе на сцене. Нельзя сказать, что эта манера, перешедшая в традицию, продол­ жающуюся и сегодня, нанесла урон театру. Театр научился в самых экстремальных условиях, при минимальных внешних средствах де­ лать ставку на актерскую природу, растрачиваемую щедро и посто­ янно совершенствующуюся. Что касается зрителей, то чем ниже был их образовательный уровень, тем непосредственнее становилась их реакция, что, в ко­ нечном счете, и требовалось. В дневнике театра Северного флота, своеобразном вахтенном журнале, сохранилась такая запись: “Когда театр был на Поное, о нем прослышали в оленеводческом колхозе, расположенном в 14 километрах. Из колхоза прибыл ходатай. Он горячо просил крас­ нофлотцев приехать к ним в гости - колхозники никогда не видели профессионального театра. Сообщение с колхозом было возможно только по реке, и то во время прилива, но прилив уже закончился. Все же актеры решили 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz