ChesnokovaTB_Murmanskij-bereg_1998_N4_s149-191

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ шуточный русский лубок с его разнообразием тем и приемов. 24 августа 1941 года газета морских пехотинцев “За Родину писала: “Первый же концерт стал для артистов первым боевым кре­ щением. В воздухе появились самолеты противника. Впервые в своей театральной практике артисты имели возможность наблюдать пре­ вращение зрителей в бойцов. Застучали пулеметы, заухали зенитки... Но вот сигнал отбоя. Роли снова переменились. Артисты снова “на сцене”, а зрители-бойцы - в “зрительном зале”. - Ну вот, товарищи, - шутит конферансье, - у вас кончилас боевая готовность, а у нас она наступила.” Концерты в первое лето войны почти всегда сопровождались неожиданностями. Больше всего докучала вражеская авиация. Од­ нажды, в яркий солнечный августовский день, шел концерт в одной из авиационных частей. Ставили скетч “В отеле”. По ходу действия артистка П. Мухаринская “упаковывала” своего партнера (Б. Илья­ сова) в портплед и затягивала ремнем. Едва она закончила эту не­ сложную операцию, как объявили воздушную тревогу. Зачастили зенитки. Артисты спрятались в укрытие, а Ильясов остался лежать завязанным, и Мухаринская от волнения долго не могла справиться с ремнем. После отбоя Ильясов снова дал себя “запеленать”, и скетч, к всеобщему удовольствию, был доигран до конца. В годы войны театр возглавили молодой режиссер В. Н. Плу- чек (ныне народный артист СССР, руководитель Московского ака­ демического театра Сатиры) и В. 3. Радомысленский (впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор и директор шко­ лы-студии МХАТ). Индивидуальный творческий почерк с первой же постановки отличал сценографию и режиссуру М. В. Сулимова (в будущем профессор, декан постановочного факультета ЛГИТМиКа, народный артист Каз. ССР). Естественно, что в годы войны театр строил свой репертуар, согласуя собственные интересы с потребностями фронта. В 1942 го­ ду, в период разворачивающегося партизанского движения, со­ вместно с автором поставлен спектакль “Шумят леса” В. Л. Дыхо- вичного. Пьеса была написана специально для театра СФ. В том же году газета “Правда” в полном объеме опубликовала две пьесы, что не имело прецедента в истории отечественной журна­ листики: “Фронт” А. Корнейчука и “Русские люди” К. Симонова. Обе они стали лучшими в ряду произведений того времени о войне. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz