ChesnokovaTB_Murmanskij-bereg_1998_N4_s149-191

мттъ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Прибываем в новую часть. Зрителей много, а помещения нет. На берегу горного озера, на месте бывшего рыбного завода... оста­ лись одни развалины. Из всех строений сохранился только ледник. И мы решили дать концерт в леднике. Пока актеры гримировались, зрители соорудили изо льда амфитеатр и сцену. 20 градусов мороза, а наши актрисы с увлечением разыгрывают скетчи и водевили.” Прибывшую домой труппу ожидала новость: в театр пришел новый художественный руководитель - Сергей Александрович Морщихин, вынужденно покинувший Мурманский областной дра­ матический театр. Он, пожалуй, был первым в театре Северного флота постановщиком, имеющим опыт работы с профессиональны­ ми, столичными труппами. Неудивительно поэтому, что первая же режиссерская работа Морщихина - спектакль “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского - увенчалась успехом. Русский театр, привыкший к психологической литературе, с трудом осваивал героико-революционную драму, где главенствова­ ла тема “народных масс”, а в основе конфликта было заложено столкновение идеологий, а не характеров. С. А. Морщихин, добиваясь от исполнителей сугубо индиви­ дуальных характеристик персонажей, общее режиссерское решение осуществлял в духе революционно-романтической драмы, что урав­ новесило политические требования и творческие задачи. Довольны были все: и руководители флота, и зрители, и актеры. Критика еди­ нодушно отметила значительный рост исполнительского мастерства не только у Ф. К. Максимовского (Алексей) и Н. Д. Шпрингфельд (Комиссар) - главного дуэта спектакля, но и яркие, талантливые работы артистов П. М. Бородавко (Сиплый), С. Г. Аханова (Боцман), И. Ф. Дурандина (Рябой), В. М. Деньгина (Главарь). В следующей постановке - “На дне” М. Горького - заслужен­ ный артист РСФСР В. А. Лукин, впервые выступающий в роли ре­ жиссера, ободренный успехом “Оптимистической трагедии”, попы­ тался применить тот же принцип совмещения различных по эстетике задач. Это было явной ошибкой, так как пьеса Горького, что неод­ нократно доказано практикой ее постановок, не терпит смещения нравственных акцентов в угоду политическим реалиям. В 1940 году театр впервые пробует свои силы в непосред­ ственной работе с драматургом. Виктор Гусев, уже известный в то время писатель, передает С. А. Морщихину новую пьесу “Весна в Москве”. Содержание ее не блещет новизной: все те же бодрые со­ ветские люди, интриганы-враги. Тем не менее “Весна в Москве” 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz