ChesnokovaTB_Murmanskij-bereg_1998_N4_s149-191
мттъ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Прибываем в новую часть. Зрителей много, а помещения нет. На берегу горного озера, на месте бывшего рыбного завода... оста лись одни развалины. Из всех строений сохранился только ледник. И мы решили дать концерт в леднике. Пока актеры гримировались, зрители соорудили изо льда амфитеатр и сцену. 20 градусов мороза, а наши актрисы с увлечением разыгрывают скетчи и водевили.” Прибывшую домой труппу ожидала новость: в театр пришел новый художественный руководитель - Сергей Александрович Морщихин, вынужденно покинувший Мурманский областной дра матический театр. Он, пожалуй, был первым в театре Северного флота постановщиком, имеющим опыт работы с профессиональны ми, столичными труппами. Неудивительно поэтому, что первая же режиссерская работа Морщихина - спектакль “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского - увенчалась успехом. Русский театр, привыкший к психологической литературе, с трудом осваивал героико-революционную драму, где главенствова ла тема “народных масс”, а в основе конфликта было заложено столкновение идеологий, а не характеров. С. А. Морщихин, добиваясь от исполнителей сугубо индиви дуальных характеристик персонажей, общее режиссерское решение осуществлял в духе революционно-романтической драмы, что урав новесило политические требования и творческие задачи. Довольны были все: и руководители флота, и зрители, и актеры. Критика еди нодушно отметила значительный рост исполнительского мастерства не только у Ф. К. Максимовского (Алексей) и Н. Д. Шпрингфельд (Комиссар) - главного дуэта спектакля, но и яркие, талантливые работы артистов П. М. Бородавко (Сиплый), С. Г. Аханова (Боцман), И. Ф. Дурандина (Рябой), В. М. Деньгина (Главарь). В следующей постановке - “На дне” М. Горького - заслужен ный артист РСФСР В. А. Лукин, впервые выступающий в роли ре жиссера, ободренный успехом “Оптимистической трагедии”, попы тался применить тот же принцип совмещения различных по эстетике задач. Это было явной ошибкой, так как пьеса Горького, что неод нократно доказано практикой ее постановок, не терпит смещения нравственных акцентов в угоду политическим реалиям. В 1940 году театр впервые пробует свои силы в непосред ственной работе с драматургом. Виктор Гусев, уже известный в то время писатель, передает С. А. Морщихину новую пьесу “Весна в Москве”. Содержание ее не блещет новизной: все те же бодрые со ветские люди, интриганы-враги. Тем не менее “Весна в Москве” 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz