Чеснокова, Т. Б. Дар небесный : творческий портрет Н. Долгалевой // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоциация творческих союзов. – Мурманск, 2009. – № 6. – С. 149-154.

Дар небесный мических острохарактерных ролей. Она умеет быть по-настоящему смешной, по-умному смешной. Градация комического в ее творчестве включает в себя практически все жанры от лирической комедии до гротеска и фарса. Кладовая, из которой она черпает характерные по­ вадки своих героинь - сама жизнь. Наработанная годами актерская ин­ туиция актрисы способствует перевоплощению подсмотренных быто­ вых деталей в полноценные художественные образы. Они всегда узнаваемы, почти родные, неизменно вызывающие радостный коми­ ческий катарсис у зрителей. Жозефина Понтиу («Корсиканка» И.Губача) в исполнении На­ тальи Долгалевой - сама жизнерадостность, сгусток оптимизма и за­ разительного веселья. Она буквально заряжает раздражительного су­ мрачного Наполеона радостью бытия, заставляя его петь и танцевать, строить рожи и, вообще, совершать непотребные для императора и пленника разнообразные благоглупости. Уходит Жозефина-Долгалева со сцены и меркнут краски, тает блеск в глазах остальных персонажей, исчезает энергия игровой стихии. Этот спектакль Долгалевой-Жозе- фины, сыгранный для опального Наполеона и зрителей - подлинный гимн Женщине, умеющей и любящей дарить всем простое человече­ ское счастье. Анна Андреевна («Ревизор») в исполнении Натальи Долгалевой лишена злых сатирических красок. Это человек, живущий по принципу «что вижу, о том и пою». Во что хочется верить, в то и верю!» И ни­ каких сомнений. Почти абсолютный инфантилизм, доведенный до аб­ сурда. Утонченный фарс - жанр, избранный актрисой для воплощения образа Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно про­ стоты» А.Островского. Под внешней респектабельностью моложавой помещицы скрывается настоящий «черт в юбке». Ее кредо: «грешить и каяться!». Ее пороки обнажаются по мере весьма изящного и непри­ нужденного приема внутрь рюмочки за рюмочкой. Для актрисы не существует понятия «маленькая роль». Она вос­ хитительна в малюсенькой роли тетушки Савки («Госпожа мини­ стерша» Б.Нушича). Кургузый костюмчик, нелепо поджатые ножки, мелкие суетливые движения, - несколько штрихов, - и полный, ма­ стерски выполненный портрет скаредной, но совсем незащищенной и одинокой женщины. Вся жизнь прочитывается. Последняя по времени работа актрисы - Медея в одноименной пьесе Л.Разумовской - стала поистине триумфальным восхождением 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz