Чеснокова, Т. Б. Дар небесный : творческий портрет Н. Долгалевой // Культурологический альманах АСТЭС / Ассоциация творческих союзов. – Мурманск, 2009. – № 6. – С. 149-154.

Татьяна Чеснокова ризм, призываемые на помощь в борьбе за минуты счастья и ...глухая тоска от понимания быстротечности этих минут и неотвратимости на­ казания за них. Удивительно тонкая, поэтичная Осе («Пер Гюнт» Г.Ибсена), по­ нимающая сына, как самое себя, молодеющая рядом с ним, в его играх, сказках и стареющая, умирающая в его метаниях и невзгодах. Трогательная, хрупкая, болезненная Осе-Долгалева становится на­ стоящей фурией, в которой просыпается неукротимая ярость матери, готовой жизнь положить, защищая своего сына. Илона в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки покоряла зрителей кра­ сотой и душевной хрупкостью. Но и удивительным мужеством в про­ тивостоянии с так называемым «обществом», вставшим стеной в охране замшелых устоев и традиций. В спектакле «Ваша сестра и пленница» по пьесе Л.Разумовской ак­ триса играла сразу двух королев - Марию Стюарт и Елизавету Анг­ лийскую - что дало Наталье Долгалевой блестящую возможность раскрыть свой творческий потенциал на полярно противоположных женских характерах. Ее Мария - женщина сильных страстей, безза­ ветно преданная своим чувствам, идущая до конца во имя любви и лич­ ного счастья. В переполненной любовью и нежностью к своему из­ браннику Марии вспыхивают страшные по своим последствиям коварство и жестокость к супругу-королю. Елизавета - это холодный и жесткий расчет, полное подчинение чувств воле, правительница, ста­ вящая интересы Государства превыше даже человеческой жизни. Трезвая интриганка, она, в то же время - несчастнейшее создание, увечное не только физически, но и духовно. И только на мгновения королева приоткрывается во всей своей женской слабости и незащи­ щенности. Гертруда в «Мачехе» О.Бальзака попадает в двусмысленную си­ туацию противоестественного соперничества с собственной падчери­ цей. Легко понять, насколько сильные и противоречивые эмоции дает такая жизненная коллизия для актрисы. Н.Долгалева отказывается от соблазна «разыгрывания страстей», делает жесткий отбор вырази­ тельных средств. Злоказненность Гертруды оборачивается жертвен­ ностью. Благородство, столь свойственное душевному дару актрисы, закономерно возносит ее героиню на пьедестал моральной победы. Присущее Н.Долгалевой чувство юмора, техническое владение профессией, богатый арсенал жизненных наблюдений дают актрисе возможность создания целой плеяды неповторяющих раз от раза ко­ 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz