Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.

ьремя масса рыбаков приезжала, — из Карелии, онеж­ ские, северодвинские. В Териберке до четырехсот ло­ док промышляло. Нанимали рыбаков по месту жительства скупщики. Еще дома рыбаки обсуждали, кому и с кем ‘промыш­ лять. Проезд был за свой счет. А ехали как? Сначала на лошадях 400—600 верст, а потом на оленях до Колы. Железной дороги тогда не было... — Да и самого Мурманска не было, — заметил дру­ гой рыбак. — Во время империалистической войны основан. Тогда и железную дорогу провели. Местность малонаселенная была. Лопари выезжали за сотни верст смотреть паровозы. Лопари говорили между собой: «Чу­ до сделано»! — С Мурманской сразу проезд улучшился, — про­ должал пожилой рыбак. —• Пароходов в те поры тоже не было. Из Колы по становищам ехали іна шняках —это лодки старинные, теперь их и не увидишь. Много слу­ чаев гибели было. — Ну, а как промышляли на таких лодках? — Да так. Выедешь на промысел в море от пяти и до тридцати верст от берега. Вдруг падет погода, тогда бросаешь яруса на произвол судьбы, а сам спешишь к берегу, только бы спасти жизнь. Теперь вот на мотор­ ных ботах совсем другое дело: опасности меньше и ры­ бы добываешь больше. Но одной техники мало. Рыбак должен знать море. Не по всему морю рыба одинаково ловится. Иной рыбак век ловит и мучится, другой — как свою берет. А еще большое значение для промыс­ л о в имеет наживка. Нет улова наживки! — и рыбы под­ ход большой и погода хорошая, а рыбак сидит на бе­ регу по 2-3 недели и не может промышлять. —• А что это за наживка? —- Мойва — маленькая рыбка, на селедку похожа. С марта по июнь большими косяками к берегу подхо­ дит. Она за собой и треску приводит. Первая кормина для той. С июня до декабря для наживки песчанку ло- 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz