Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.

— Да ты и коміпаса-то, наверно, твердо не знаешь,— говорит семинарист. — Нет, компас я з:н;аю лучше, чем ты «отче наш»,— отвечает мореход. Чтобы решить спор, начали они одновременно читать наизусть, — один компас, а второй «отче наш». Быстро прочел свое семинарист, а мореход отстал. — Видишь? — говорит семинарист. —■Постой—отвечает мореход.—Мы прочли в одну сторону, теперь я начинаю в обратную, начинай и ты... Тяжело мне было учиться в мореходке. Материаль­ ное положение семьи было очень плачевно, нужда была во всем. Приходилось вставать в четыре часа утра, чтобы до занятий успеть сходить за мхом для коровы или сеном. Придешь мокрый от пота, скорее переоде­ нешься, попьешь чаю и бежишь в класс. После занятий надо было дров нарубить, двор вычистить и оттащить на себе назоз на поле, а потом только готовить уроки. Дома заниматься приходилось немного и урывками. Из-за экономии керосина огня долго не жгли, хотя и лампа-то у нас была всего пяти-семи линий. Своих учебников для занятий у меня не было, а классных по­ хватало на всех. Записи мне приходилось делать на дешевенькой бумаге и жестким карандашом. На покуп­ ку тетрадей и хороших карандашей денег не было. Задачи решал я дома на грифельной доске. Весь мой ученический багаж находился в неболь­ шом сундучке. Я его перетаскивал из комнаты в кухню и обратно, смотря по тому, где можно было заниматься. Отец, будучи трезвым, никогда нас не обижал, но пьяный был буен и нас разгонял кого куда. Бросаешь все свои занятия, спрячешь сундучок с книгами и тетра­ дями под лавку и бежишь кудаі-нибудь без оглядки. В таких случаях приходилось ночевать у соседей, а иногда и на дворе, зарывшись в сено. Да, тяжело тогда нам, беднякам, было учиться. Если бы не стремление к знанию и упорство, то, может 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz