Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.
судна, которое по оснастке называлось шхуна-барк, и пойдут тут у нас разные повороты, с’емка с якоря, порядок убавления парусов во время шторма и т. п. Или притащим сундук с такелажными принадлежно стями л концами веревок, начнем учиться вязать разные узлы, клепы, сплесни и сплетки, а иногда практикова лись чинить и шить паруса. Во время уроков взрослые сынки богачей, у роди телей которых многие из нас были в кабале, допускали с нами грубые шутки. Испортит кто-нибудь из них воздух и сваливает на нас. Насыпят они нюхательного табаку, поднимается пыль и начнут все чихать, — мы опять виноваты. Или начнут эти лоботрясы наводить зеркалом зайчики на карту, когда кто-нибудь из малы шей отвечает по географии, — опять-таки свалят вину на нас. Ставил нас учитель за это к доске, срамил. По жаловаться ему на них мы не смели. После занятий идем домой, всходим на мост, и вдруг взрослые ученики схватывают нас — мелкоту, подни мают и, раскачивая, бросают в овраг —■ в снег. Снег глу бокий, ноги не достают, учебники разлетятся во все стороны, насилу оттуда выберешься. Увидал эти «шутки» учитель и запретил им «развлекаться», тогда они стали расправляться с нами под горой, когда мы скроемся из глаз учителя. Местная молодежь учеников мореходки недолюбли вала и звала их «кадетами». Идешь, бывало, из училища, а ребятишки кричат: Шкипера второго класса, Не забыли ли компаса. А компас и название его тридцати двух румбов ученики должны были знать твердо. Требовалось, чтобы ученик мог перечислить их от севера к востоку, через юг и запад до севера и обратно. Раз в пьяной компании сошлись мореход с семи наристом и поспорили: і 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz