Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.
Учились здссь и плотные коренастые матросы, до биваясь звания судоводителя. И, наконец, мы — мелкота из поваров, только-что вышедшие из приходской школы. Учение обычно начиналось с первого октября и кон чалось около первого марта. Установка была такова, что с начала ученья и до двадцать пятого декабря надо было пройти весь курс, а там шло повторение. Конеч но, при такой установке ученики глубоких знаний по лучить не могли и изучали предметы поверхностно. Напишет учитель какую-нибудь формулу, покажет шаб лон решения ее, —• и пошли решать задачи. Почему гак, а не иначе, решается задача, нам не об'ясняли, — времени нехватало. Многое приходилось просто брать на зубрежку. О том, усвоили ученики пройденное или нет, не заботились, а с каждым уроком шли все даль ше. Результат получался такой, что часть учеников от ставала, и тогда их садили за арифметику. За зиму приходилось решать одни и те же задачи по нескольку раз. Конечно, при этом проходили часть и других предметов, но геометрия, тригонометрия и астрономия оставались до следующего года. Диктовал учитель быстро, писать мы не успевали и заявляли ему об этом. — Что я вам, как мальчишкам, диктовать буду? — говорил он и продолжал диктовку попрежнему. Запіиси у нас получались, конечно, с пропусками, приходилось после восстанавливать и прибегать к за пискам ранее учившихся. Скоро часть из нас— молодняка — засела за ариф метику. Я и еще один товарищ долго держались и прошли даже часть астрономии, но здесь запутались, как в темном лесу, и вернулись к арифметике. Раз в неделю приходил старичек-помор учить нас морской практике и такелажным работам. Эти уроки были самыми живыми и более для нас знакомыми. Соберемся около модели трехмачтового парусного 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz