Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.

Дров поблизости от деревни тоже нет. Пахотной земли нет, потому нет и хлебопашества. С одной сто­ роны мох да грязь, а с другой — вода морская. Старики выбрали неудобное место для деревни, по­ селившись у самого моря. Теперь они сваливают вину на Николая чудотворца. «Здесь раньше всех поселились Захар да Кузьма. Сперва-то они жили у реки. Построили часовню, все честь честью. А в часовне поставили икону Николая чудотворца. Пришло шестое декабря. Захар да Кузьма встречают свой престольный праздник. Приходят в ча­ совню, а Николая-то чудотворца в часовне нет, смыл­ ся, значит. Испугались Захар с Кузьмой: — Чем, дума­ ют, мы ему не угодили? Кабы не вышло что теперь, ведь 'Никола—старик сурьезный На другой день Кузьма поехал по берегу дрова сбирать. Заехал на наволок и видит: на сучке сухой сосны стоит их икона. Взял Кузьма икону, поворотил лошадку и давай ее кнутом настегивать. Приехал с иконой домой и говорит:—«Братец, ты мой, Захарушко, Николай чудотворец на наволок ушел, к морю. Надо и нам переселяться туда». К весне Захар с Кузьмой переехали на наволок». Так рассказывали старики о Переселении основате­ лей Унежмы с реки на наволок. Много на севере легенд и сказок о «святых», кото­ рые по своей прихоти таскали деревни с места на ме­ сто, топили 'в море рыбаков и требовали от людей обильных приношений. На самом же деле рыбацкому населению нередко приходилось из-за промысла переносить свои поселки ближе то к морю, то к тоням, к рыбе. Так вот и уне- жомы. А для благочестия сказку о Николе выдумали. Море кормит рыбаков. В самом Белом море про­ мышляли больше селедку неводами. Кроме того каждую весну мужики уходили на Мурманский берег промыш­ 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz