Рыбный Мурман: сборник рассказов и очерков мурманских моряков. 1933.

Когда дядя ушел и никого не было у невода, я взгля­ нул в матицу и увидел узелок. Развязал его, и оказа­ лось, что в нем завязаны десять зерен жита, серебря­ ный гривенник и щепотка золы. Старики считали, что «колдовство» помогает промыслу, и много водилось раньше разных обрядов и примет среди рыбаков. Подул ветер-шелониик. Все заторопились к промыс­ лу. Девки больше не играют мячиком, не гуляют на луж­ ках — некогда, нужно ловить селедку. Ребятишки ночи не спят, ходят смотреть, как селедку ловят. Весной во­ да теплая, девушки сидят в лодках и ждут своей очере­ ди метать невод. Было в обычае, чтобы взрослые ребята бросали в воду девушек. Матери и тетки не очень руга­ лись за это. Берег был полон бабами и ребятишками. Придет Анна Горюша на наволок. Жила она богато. Было у нее две коровы, бык, десять штук овец. Прине­ сет шанег белых и даст бабам по куску, а бабы помо­ гают ей за это. Сама Анна — богомольная, горой стоя­ ла за попа Володю. Вот однажды Анне ничего не попа­ ло рыбы: ;ни бог, ни поп Володя не помогли. В этот день на полной воде селедка не ловилась никак, и все бабы уехали промышлять на другие луды. Осталась только одна Сарка со своим товарищем Александром Зайцем, с которым она промышляла. Сарка—настойчивая баба, что захочет, то и сделает. Сама ростом с ноготок, а голова с локоток. Жила не­ важно, да отважно. Была она бедная, а богатым ни в чем не корилась. С Анной всегда спорила насчет бога и попа. Та ей и шанег не давала никогда. В церковь ни Сарка, ни муле ее не ходили, и все ее называли безбож­ ницей. В революцию ее уж «Коммунаркой» стали звать. Муж в партию вступил, и ока, кажется, тоже. Когда бабы уехали, ветер северный стал стихать. К тому времени и вода начала убывать. Сарка с товари­ щем закинули невод. Заяц и говорит: 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz