Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920-1985 : сборник документов и материалов. В 2 т. Т. 1. 1920-1945 / Гос. арх. Мурм. обл., Парт. арх. Мурм. обкома КПСС, Всесоюз. рыбопром. объед. «Севрыба» ; науч. ред., предисл. А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 295 с.

Вопрос об открытии на нашем Севере школ был поднят впер­ вые в 1897 г. А. П. Энгельгартом * (правильно: Энгельгардт. — Сост.), и, несмотря на выяснение этого вопроса в Трудах Северной комиссии3 (1897— 1898) и появление специальной литературы (Варпаховский, Мухин) **, затем постановление поморских рыбо­ промышленных съездов, земства и уездного съезда волостных ис­ полкомов в марте 1920 г.***, тем не менее до настоящего време­ ни ничего в этом направлении не было осуществлено. Причина, по-видимому, заключается в новизне дела, невыработанности программы школ, отсутствии специально подготовленного препо­ давательского персонала и, в немалой степени, косности руково­ дящих лиц. Какого же типа должна быть предполагаемая рыбацкая школа в Александровске и какова должна быть ее программа? Так как наша цель —- поднятие рыбного промысла вообще, т. е. усиление самого лова и большей продуктивности его, а также улучшение техники приготовления рыбных продуктов, то первей­ шей задачей нашей школы должно служить, во-первых, научить промышлять более совершенными, более производственными спо­ собами, а во-вторых, научить изготовлять лучше, чем теперь, рыб­ ные продукты. Поэтому в программу школы должны быть включены не толь­ ко предметы, касающиеся непосредственно рыболовства, но также мореходства и моторного дела. Курс обучения двухгодичный, причем в осеннем и весеннем полугодиях проходится систематическая программа курса с прак­ тическими занятиями в лабораториях и мастерских, а летом ве­ дутся исключительно практические работы, сопровождаемые объ­ яснениями и беседами. В основу постановки летних работ должна быть положена идея, что школа при помощи своего учебно-промыслового бота и фактории для выработки рыбных продуктов более совершенны­ ми способами ведет как бы в небольшом масштабе свое рыбное хозяйство, представляя собою как бы опытную и вместе с тем показательную факторию. Помимо постоянных учеников школы, такая показательная фактория должна быть доступна для всех промышленников, желающих присмотреться к той или другой от­ расли рыбопромышленности. В состав систематического курса должны были бы входить следующие предметы: физика, химия, животный мир Севера, есте­ ственная история рыб, жизнь морских и пресных вод, рыбовод* См.: Энгельгарт А. П. Русский Север: Путевые записки. СПб, 1897. ** Варпаховский Н. А. Рыбный промысел в Архангельской губернии. 1902; Мухин А. А. О Мурмане и Лапландии. Архангельск, 1910. *** См. док. № 3. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz