Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920-1985 : сборник документов и материалов. В 2 т. Т. 1. 1920-1945 / Гос. арх. Мурм. обл., Парт. арх. Мурм. обкома КПСС, Всесоюз. рыбопром. объед. «Севрыба» ; науч. ред., предисл. А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 295 с.
время почти во всех своих отраслях в точно таком же положении, в каком она находилась в конце 50-х и начале 60-х годов про шлого столетия... З а все эти десятки лет на Мурмане не прибавилось выработки ни одного нового рыбного продукта, а вырабатывающиеся про дукты не улучшились в качественном отношении. Наряду с трес кой на Мурмане ловится пикшуй. П о некоторым качествам, а именно: нежности и жирности мяса — он превосходит треску, но тем не менее расценивается промышленниками дешевле трес ки, ибо он мало годится для той засолки, которой подвергается у них треска. А между тем из пикшуя можно получить очень цен ный продукт — копченый пикшуй, не уступающий по своему вку су копченому сигу. Н о на всем Мурмане нет ни одной рыбокоп тильни. То же следует сказать относительно камбал, которых у нас почти не промышляют, но за которыми к нам приходят англий ские траулеры, находя выгодным терять около 10 суток в пути. Из всех рыбных продуктов на Мурмане приготовляется только соленая рыба, и то качеством, оставляющим желать много луч шего. Н о у нас совсем не готовится рыбных консервов, и много рыбы пропадает поэтому даром. У нас вытапливается медицинский рыбий жир, но малопродук тивно и в большинстве случаев плохого качества... В таком примитивном состоянии находится в настоящее время рыбопромышленность на Мурмане. ...Никакие мероприятия для быстрого всестороннего развития наших северных промыслов не смогут поднять последние без соот ветственного поднятия культурного уровня наших промышленни ков. Последнее достигается путем самого широкого распростране ния среди населения образования. В каком же образовании нуж дается наше промысловое население? Как ни велико значение на родной школы в смысле общего образования, но в настоящем ви де она совершенно не отвечает запросам практической жизни на шего промыслового населения, и поэтому неудивительно, что по моры смотрят на современную народную школу скорее как на роскошь, которой дети могут посвятить лишь свободное время, чем на необходимость, которой следует и стоит посвятить свобод ное время с тем, чтобы применить полученные в школе знания не посредственно к жизни. Поэтому для достижения наиболее желательных результатов образования необходимо самое тесное единение школы с жизнью промыслового населения. Это достигается самым широким р а с пространением среди населения профессионального образования. Как для развития мореходства необходимо открытие мореходных школ, так для поднятия рыбных промыслов необходимо открытие рыбацких школ. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz