Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920-1985 : сборник документов и материалов. В 2 т. Т. 1. 1920-1945 / Гос. арх. Мурм. обл., Парт. арх. Мурм. обкома КПСС, Всесоюз. рыбопром. объед. «Севрыба» ; науч. ред., предисл. А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 295 с.

время почти во всех своих отраслях в точно таком же положении, в каком она находилась в конце 50-х и начале 60-х годов про­ шлого столетия... З а все эти десятки лет на Мурмане не прибавилось выработки ни одного нового рыбного продукта, а вырабатывающиеся про­ дукты не улучшились в качественном отношении. Наряду с трес­ кой на Мурмане ловится пикшуй. П о некоторым качествам, а именно: нежности и жирности мяса — он превосходит треску, но тем не менее расценивается промышленниками дешевле трес­ ки, ибо он мало годится для той засолки, которой подвергается у них треска. А между тем из пикшуя можно получить очень цен­ ный продукт — копченый пикшуй, не уступающий по своему вку­ су копченому сигу. Н о на всем Мурмане нет ни одной рыбокоп­ тильни. То же следует сказать относительно камбал, которых у нас почти не промышляют, но за которыми к нам приходят англий­ ские траулеры, находя выгодным терять около 10 суток в пути. Из всех рыбных продуктов на Мурмане приготовляется только соленая рыба, и то качеством, оставляющим желать много луч­ шего. Н о у нас совсем не готовится рыбных консервов, и много рыбы пропадает поэтому даром. У нас вытапливается медицинский рыбий жир, но малопродук­ тивно и в большинстве случаев плохого качества... В таком примитивном состоянии находится в настоящее время рыбопромышленность на Мурмане. ...Никакие мероприятия для быстрого всестороннего развития наших северных промыслов не смогут поднять последние без соот­ ветственного поднятия культурного уровня наших промышленни­ ков. Последнее достигается путем самого широкого распростране­ ния среди населения образования. В каком же образовании нуж­ дается наше промысловое население? Как ни велико значение на­ родной школы в смысле общего образования, но в настоящем ви­ де она совершенно не отвечает запросам практической жизни на­ шего промыслового населения, и поэтому неудивительно, что по­ моры смотрят на современную народную школу скорее как на роскошь, которой дети могут посвятить лишь свободное время, чем на необходимость, которой следует и стоит посвятить свобод­ ное время с тем, чтобы применить полученные в школе знания не­ посредственно к жизни. Поэтому для достижения наиболее желательных результатов образования необходимо самое тесное единение школы с жизнью промыслового населения. Это достигается самым широким р а с ­ пространением среди населения профессионального образования. Как для развития мореходства необходимо открытие мореходных школ, так для поднятия рыбных промыслов необходимо открытие рыбацких школ. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz