Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920-1985 : сборник документов и материалов. В 2 т. Т. 1. 1920-1945 / Гос. арх. Мурм. обл., Парт. арх. Мурм. обкома КПСС, Всесоюз. рыбопром. объед. «Севрыба» ; науч. ред., предисл. А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 295 с.
До войны флот мог облавливать площадь в 115 тыс. кв. миль, а в 1942 г. — 3,8 тыс. кв. миль, в 1943-м — 6,5 тыс. кв. миль и в I полугодии 1944 г. — 15 тыс. кв. миль, или от 3,3 % до 13 % довоенной площади. Изменились и условия работы моряков в пор ту. Раньше, возвращаясь из рейса, команды во время междурейсо вых стоянок отдыхали, а все работы по обслуживанию и снабже нию траулеров производились специальными бригадами. Во время войны (особенно в 1941—1943 гг.) рабочей силы в пор ту не хватало, и в заботе о скорейшей обработке кораблей моряки шли на помощь порту в разгрузке угля с вагонов и пароходов, бункеровали траулеры углем, грузили соль, лед и т. д. Только за один 1942 г. моряки и рабочие береговых предприятий базы, поми мо своей основной работы, разгрузили и погрузили до 18 тыс. т угля, тысячи тонн соли и льда. Кроме того, много было затрачено труда на разборке зданий, строительных работах, в подсобном хозяйстве, на уборке уро жая и др. В результате напряженной работы коллектива моряков затра ты времени на междурейсовую стоянку были ниже, чем до войны. Если в 1940 г. она составляла в среднем 6,8 суток, то в 1943 г. — 4,8 суток и в 1944 г. (без простоя из-за угля) — 4 суток. Начав работать в военных условиях, в августе 1941 г. моряки тралового флота непрерывно повышали добычу. Так было выловлено: с августа по декабрь за 1941 г. — 50,6 тыс. ц за 1942 г. — 90,7 » » за 1943 г. — 327,8 » » за 1944 г. — 634,4 * » Особенно успешно проходил промысел в первой половине 1944 г., когда моряки добыли в среднем на один календарный траулер 17,4 тыс. ц, что составляет прирост на 3,6% к лучшему довоенному 1937 г. Начиная с IV квартала 1944 г. создавшаяся военная обстанов ка в Баренцевом море (было разрешено работать только в части Мотовского залива) и перебои в снабжении углем, по сути дела, свернули работу флота в зимний период 1944/45 г. И только с 20 мая 1945 г. командование Северного флота раз решило выйти траулерам на промысел в открытое море. Значительно перевыполнив июньский план (на 48%), флот все же не успел наверстать упущенное время, и план II квартала был выполнен на 87%. За годы войны флот значительно увеличил вы работку особо ценного продукта — консервов из тресковой печени. В 1942 г. их было выработано 100 тыс. банок, в 1943 г. — 306 тыс. банок и в 1944 г. — 718 тыс. банок. 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz