На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

судно на подветренный борт, сети рвануло, и команда не удержала их, отпустила. Один лишь я не успел сделать это и вместе с тралом был сброшен за борт. Очутившись в воде, я попытался вынырнуть, н«э сверху была сеть Оставалась одна надежда — добраться под водой до кромки трала Но хватит ли в легких воздуха? На мое счастье в ту минуту, когда я очутился за бортом, на палубу вышел штурман. Он быстро принял необходимые меры, и меня благополучно извлекли из воды. В другой раз я отделался не так дешево. В 1923 году в свой пер­ вый рейс мы вышли в ксинпе мая — после того как Белое море очи­ стилось ото льда. Придя на место лова, спустили трал, но он пошел непраіВііільно и завернулся. Второй и третий спуски дали те же ре- зультаты. Я понял, что марки на ваерах размечены неправильно. И действительно, на одном ваере промежутки между марками составляли не по 50 метров, как полагается, а по 45 метров. Исправив этот де­ фект, приготовились спустить трал снова. Для того чтобы помочь команде, я сошел с мостика. В это время судно накренилось. В пои­ сках опоры я схватился за планширь, и через мгновение кисть моей левой руки, попав между ваером и подвесным роликом, была размоз­ жена. В Мурманске, куда мы прибыли через сутки, мне сделали пере­ вязку, а для операции пришлось ехать в Ленинград, так как в Мур­ манске в то время хирурга не было. ОТ ПРАКТИКИ К ТЕОРИИ После возвращения из Ленинграда в Архангельск я был на­ значен заведующим тралово-такелажной мастерской. Познакомив­ шись с работой этого предприятия, я убедился, что тралы здесь вяжут не так, как, по моим соображениям, следовало бы. Печатного же руководства по изготовлению тралов не существовало. Тогда я задумал создать такое руководство и стал писать книгу «Траловое дело», которую окончил в следующем, 1924 году. Затем я в течение пяти лет плавал на траулере «Скат» и после этого снова перешел на береговую работу. Здесь мне по роду деятельности приходилось разрешать посту­ пающие с траулеров разнообразные вопросы, относящиеся к технике тралового лова. Вскоре я убедился, что знаний для этого у меня не- хватает. Необходимо было учиться, а как учиться, когда нет специ­ альных учебников? И вот я перерываю целые вороха технической ли­ тературы, разыскивая сведения, которые можно было бы применить к траловому делу. В результате у меня накопился богатейший материал, и когда пе­ ред траловым флотом остро встал вопрос о подготовке новых квали­ фицированных кадров, я засел за составление учебника. Мною были написаны три книги: «Трал и техника работы с тралом», «Освеще­ ние траловых буев» и «Устройство трала и работа с ним», которые и до настоящего времени служат учебниками по траловому делу. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz