На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Таковы в общих чертах корабли, из которых состоит сейчас тра ловый флот Баренцова моря. Их размеры вполне достаточны для промысла в пределах этого моря. Однако уже сейчас — в связи с дальнейшим развитием флота и расширением района промысла — па очередь встал вопрос о строительстве более мощных траулеров —- таких, которые могли бы находиться в плавании по нескольку месяцев. Несколько слов о трале. Это орудие лова, изобретение которого приписывают норвежскому капитану Петерсону, впервые начали при­ менять в 1869— 1870 годах. С течением времени трал совершен­ ствовался, видоизменялся в деталях, но основную форму сохранил до наших дней. Представляет он собой длинный конусообразный мешок, в перед­ ней части которого имеются выемки: снизу — большая, сверху — меньшая. Задний конец трала, куда собирается пойманная рыба, называется кутком и стягивается веревкой наподобие кисета. Во время лова трал нижней своей стороной движется по днѵ моря, причем две специальные распорные доски держат его в рас­ крытом состоянии. Верхняя его подбора от напора воды, а также по'д влиянием поплавков вздувается, и в результате отверстие трала при­ обретает овальную форму — наиболее удобную для захвата рыбы. Основным механизмом для подъема и выбирания трала служит сильная траловая лебедка, имеющая два главных барабана, на кото­ рые наматываются траловые тросы или, как их называют, ваера. Для того чтобы спустить или поднять трал в раскрытом (рас­ правленном виде), на борту траулера установлены две стрелы, раз­ несенные одна от другой на 22— 27 метров. В конце палубной надстройки, а также по бокам ее устанавли­ ваются небольшие грузовые стрелы (грузоподъемностью по одной тонне), выполняющие вспомогательные работы по спуску и подъему трала. ПОД НАПЕВ «ДУБИНУШКИ» Кроме этих, имеются и другие приспособления, теперь обя­ зательные на каждом траулере. Тогда же, в первые годы существо­ вания советского тралового лова, Некоторые из них не применялись, с некоторыми мы не умели как следует обращаться. «Техника» лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравливаясь к іволне, под напев «Дубинушки» тащила сети. Этот способ был не только мало эффективен, но и опасен. Это я испытал на самом себе. Дело было так. Стоял ясный сентябрьский вечер. В лучах заходящего солнца ясно выделялся мыс Канин. И з - з і сильного южного ветра некоторые суда прекратили промысел. Но мы продолжали ловить. Вот наступило время поднимать трал. Мы вы­ строились вдоль борта, затянули «Дубинушку». Сначала все шло как обычно, но вдруг большая волна положила 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz