На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
Таковы в общих чертах корабли, из которых состоит сейчас тра ловый флот Баренцова моря. Их размеры вполне достаточны для промысла в пределах этого моря. Однако уже сейчас — в связи с дальнейшим развитием флота и расширением района промысла — па очередь встал вопрос о строительстве более мощных траулеров —- таких, которые могли бы находиться в плавании по нескольку месяцев. Несколько слов о трале. Это орудие лова, изобретение которого приписывают норвежскому капитану Петерсону, впервые начали при менять в 1869— 1870 годах. С течением времени трал совершен ствовался, видоизменялся в деталях, но основную форму сохранил до наших дней. Представляет он собой длинный конусообразный мешок, в перед ней части которого имеются выемки: снизу — большая, сверху — меньшая. Задний конец трала, куда собирается пойманная рыба, называется кутком и стягивается веревкой наподобие кисета. Во время лова трал нижней своей стороной движется по днѵ моря, причем две специальные распорные доски держат его в рас крытом состоянии. Верхняя его подбора от напора воды, а также по'д влиянием поплавков вздувается, и в результате отверстие трала при обретает овальную форму — наиболее удобную для захвата рыбы. Основным механизмом для подъема и выбирания трала служит сильная траловая лебедка, имеющая два главных барабана, на кото рые наматываются траловые тросы или, как их называют, ваера. Для того чтобы спустить или поднять трал в раскрытом (рас правленном виде), на борту траулера установлены две стрелы, раз несенные одна от другой на 22— 27 метров. В конце палубной надстройки, а также по бокам ее устанавли ваются небольшие грузовые стрелы (грузоподъемностью по одной тонне), выполняющие вспомогательные работы по спуску и подъему трала. ПОД НАПЕВ «ДУБИНУШКИ» Кроме этих, имеются и другие приспособления, теперь обя зательные на каждом траулере. Тогда же, в первые годы существо вания советского тралового лова, Некоторые из них не применялись, с некоторыми мы не умели как следует обращаться. «Техника» лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравливаясь к іволне, под напев «Дубинушки» тащила сети. Этот способ был не только мало эффективен, но и опасен. Это я испытал на самом себе. Дело было так. Стоял ясный сентябрьский вечер. В лучах заходящего солнца ясно выделялся мыс Канин. И з - з і сильного южного ветра некоторые суда прекратили промысел. Но мы продолжали ловить. Вот наступило время поднимать трал. Мы вы строились вдоль борта, затянули «Дубинушку». Сначала все шло как обычно, но вдруг большая волна положила 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz