На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

с невероятным грохотом по палубе, ударялась о борт и надстройки. Пока укрощали это грохочущее чудовище и исправляли снесенный бочкой вентилятор, в кормовых помещениях набралось столько воды, что она покрыла обеденный стол в салоне. Это было не только неприятно, но и крайне опасно, так как вследствие раскачивания судна вода била в переборки кают и систе­ матически разрушала их. Я объявил аврал, и, растянувшись цепью, моряки всю ночь вычерпывали ведрами воду. Выдержав борьбу со штормом, мы быстро исправили все повре­ ждения и продолжали промысел. И только придя в порт, узнали, что траулер «Палтус», попавший в шторм одновременно с нами, выну­ жден был спешно вернуться в порт, так как у него вода, залив кор­ мовые помещения, разрушила все переборки. ТРАУЛЕР И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ В таких условиях вели мы в то время промысел. Какова же была его техника? Прежде чем ответить на этот вопрос, мне хотелось бы коротко рассказать читателю, незнакомому с траловым ловом, о том, что представляет собой этот лов, каковы его орудия, на каких судах сн производится. Нынешний траулер это — судно водоизмещением свыше 600 тонн, с машиной в 650 индикаторных сил и запасом пресной воды и топ­ лива, рассчитанным на 30 суток плавания. В носовой части траулера имеется надстройка, где размещается часть команды судна, а также находятся баня, умывальная, маляр­ ная и другие службы. Остальная команда размещается также в носовой части судна, по под главной палубой. Командный состав траулера помещается в кормовой части, где для него имеются специальные каюты. Вдоль траулера идет так называемая средняя надстройка, зани­ мающая всю кормовую часть палубы и выступающая несколько за середину судна. В передней части этой надстройки находится рулевая или штурманская рубка, а позади — каюта капитана и радиорубки с каютой радиста. Надстройка сделана с таким расчетом, чтобы между нею и бортами оставалось двухметровое пространство, необхо­ димое для работы с тралом. Значительную часть судна занимает рыбный трюм с тремя или четырьмя грузовыми люками, выходящими на главную палубу. Этот трюм имеет хорошую изоляцию, которая предохраняет рыбу от рез­ ких колебаний температуры. Деревянные переборки делят трюм на отсеки, в каждый из которых складывается рыба в зависимости от способа ее обработки: соленая, охлажденная на льду и пр. З а рыбным трюмом идет отсек, занятый угольными ямами (бун ­ керами), котлом, главной машиной и вспомогательными механизмами. Здесь же устанавливаются утилизационные аппараты, перерабаты­ вающие в муку отходы рыбы. Имеются на траулерах также установки для вытопки жира из тресковой печени, для производства консервов и пр. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz