На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

И здесь приходится выслеживать иногда в течение многих дней косяк рыбы, угадывать сквозь многометровую толщу воды его повадки, обстановку его передвижения. И здесь испытываешь чув­ ство ни с чем не сравнимого удовлетворения, когда преследование косяка приносит свои плоды и трал поднимает на борт десятки тонн трепещущей рыбы. Подъемы в 15— 20 тонн не редкость, а были в моей практике и такие случаи, когда за час я вылавливал по 50 тонн. Три тысячи пудов рыбы за один час работы — это ли не сказочный улов! В такие моменты забываешь о еде и ске и не уходишь с палубы по целым суткам. ГІИОИЕРЫ ТРАЛОВОГО ЛОВА Я рад тему, что мне довелось быть одним из зачинателей совет­ ского тралового лова. Вместе со мной на траулеры пришли десятки людей. Много сил и энергии отдали они развитию тралового флота. С одним из них, штурманом дальнего плавания Спиридоном Петровичем Леонтьевым, я познакомился в 1919 году в Порчнихе, Был он в то время капитаном траулера «Камбала». Я всегда знал его как человека скромного до застенчивости, не любившего бро­ сать слов на ветер. Для того чтобы вызвать его на разговор, надо было задеть за самое чувствительное место, а таким чувстви­ тельным местом у С. П. Леонтьева была работа тралового флота, которому он отдал 23 года своей жизни. Спиридон Петрович открыл Колгуевский промысловый район. Северо-западный склон Центрального района и позднее Юго-запад­ ный склон Гусиной банки. Все открытые им районы Баренцова моря ежегодно посещают суда тралового флота и берут богатые уловы. Капитан С. П. Леонтьев переживал каждую неудачу тоалового флота, как личное огорчение. Он часто говорил: «Как мало мы еще знаем свое море, какие у нас неусовершенствованные орудия лова», — и прилагал все силы, чтобы улучшить траловую технику. Леонтьев хорошо знал тралы разных систем, сам изобретал но­ вые конструкции. По последней его модели был изготовлен трал, названный «тралом Леонтьева». На испытаниях он показал непло­ хие результаты. Еще в 1923 году, стремясь облегчить сбрасывание за борт мотни и центральных бобенцов, С. П. Леонтьев предложил снабдить трау­ леры стрелами. Над его предложением смеялись, говорили, что стрела испортит. . . вид судна. Спиридон Петрович спорить не стал, но у себя на траулере «Треска» ввел это приспособление. Скоро все увидели, что нововведение С. П. Леонтьева, облегчив груд ко­ манды, ускорило спуск грала, и начали устанавливать стрелы на других траулерах. С тех пор это приспособление стало неотъемле­ мой частью каждого промыслового траулера, при чем его можно видеть теперь не только на советских судах, но и на иностранных. Много труда и забот отдал капитан С. П. Леонтьев развитии:» тралового дела. Умер он в октябре 1942 года в возрасте 57 лет. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz