На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
И здесь приходится выслеживать иногда в течение многих дней косяк рыбы, угадывать сквозь многометровую толщу воды его повадки, обстановку его передвижения. И здесь испытываешь чув ство ни с чем не сравнимого удовлетворения, когда преследование косяка приносит свои плоды и трал поднимает на борт десятки тонн трепещущей рыбы. Подъемы в 15— 20 тонн не редкость, а были в моей практике и такие случаи, когда за час я вылавливал по 50 тонн. Три тысячи пудов рыбы за один час работы — это ли не сказочный улов! В такие моменты забываешь о еде и ске и не уходишь с палубы по целым суткам. ГІИОИЕРЫ ТРАЛОВОГО ЛОВА Я рад тему, что мне довелось быть одним из зачинателей совет ского тралового лова. Вместе со мной на траулеры пришли десятки людей. Много сил и энергии отдали они развитию тралового флота. С одним из них, штурманом дальнего плавания Спиридоном Петровичем Леонтьевым, я познакомился в 1919 году в Порчнихе, Был он в то время капитаном траулера «Камбала». Я всегда знал его как человека скромного до застенчивости, не любившего бро сать слов на ветер. Для того чтобы вызвать его на разговор, надо было задеть за самое чувствительное место, а таким чувстви тельным местом у С. П. Леонтьева была работа тралового флота, которому он отдал 23 года своей жизни. Спиридон Петрович открыл Колгуевский промысловый район. Северо-западный склон Центрального района и позднее Юго-запад ный склон Гусиной банки. Все открытые им районы Баренцова моря ежегодно посещают суда тралового флота и берут богатые уловы. Капитан С. П. Леонтьев переживал каждую неудачу тоалового флота, как личное огорчение. Он часто говорил: «Как мало мы еще знаем свое море, какие у нас неусовершенствованные орудия лова», — и прилагал все силы, чтобы улучшить траловую технику. Леонтьев хорошо знал тралы разных систем, сам изобретал но вые конструкции. По последней его модели был изготовлен трал, названный «тралом Леонтьева». На испытаниях он показал непло хие результаты. Еще в 1923 году, стремясь облегчить сбрасывание за борт мотни и центральных бобенцов, С. П. Леонтьев предложил снабдить трау леры стрелами. Над его предложением смеялись, говорили, что стрела испортит. . . вид судна. Спиридон Петрович спорить не стал, но у себя на траулере «Треска» ввел это приспособление. Скоро все увидели, что нововведение С. П. Леонтьева, облегчив груд ко манды, ускорило спуск грала, и начали устанавливать стрелы на других траулерах. С тех пор это приспособление стало неотъемле мой частью каждого промыслового траулера, при чем его можно видеть теперь не только на советских судах, но и на иностранных. Много труда и забот отдал капитан С. П. Леонтьев развитии:» тралового дела. Умер он в октябре 1942 года в возрасте 57 лет. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz