На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
действительно, большой. Вот только ^уборка идет медленно. Команда еще неопытна. Скоро из-за обилия выловленной рыбы, загромоздившей палубу, пришлось прекратить траление и лечь в дрейф для уборки улова. На следующие сутки я спускал и поднимал трал уже самостоятельно, а к концу рейса считал себя настоящим рыбаком, и, надо сказать, не без гордости. Когда траулер возвращался в порт, мои мысли впервые были за няты не тем, как бы скорее уйти с траулера, а тем, как основательнее изучить траловое дело. Количество рыбы, вылавливаемой траулером, поразило мое воображение. Мне стало ясно, почему английские трау леры, не считаясь с большим расстоянием, приходили ловить рыбу в наши воды. Короче говоря, я скоро втянулся в траловый промысел и, когда в 1920 году на Севере была восстановлена советская власть, охотно принял должность капитана траулера «Камбала». Капитану промыслового траулера мало быть хорошим судоводи телем, — он должен уметь ловить рыбу. Его ответственность за пра вильное судовождение так же велика, как и за успех промысла. Кроме того, от последнего зависит благосостояние всего экипажа судна, в том числе и капитана, так как при выполнении и перевы полнении плана добычи рыбы заработок команды возрастает. Интересна работа на рыболовном траулере и с чисто судоводи тельской точки зрения. Во время промысла весьма важно повсе дневно знать местонахождение корабля. Какие громадные возмож ности открываются в этом отношении перед судоводителем промыс лового траулера! В необъятных просторах Баренцова моря прихо дится прибегать ко всем способам определения места корабля, какие только знает мореходная астрономия. Летом и днем и ночью определение можно производить по солнцу; в марте и апреле — по шлицу и луне одновременно. Эта редкая возможность, представляю щаяся только я полярных широтах, особенно интересна для судо водителя. В полярные зимние ночи определение места корабля в течение круглых суток производится по луне и звездам. Для молодых моряков, оканчивающих мореходные школы и техникумы, здесь представляется широкая возможность пополнить свои теоретические знания практической работой. Поэтому среди моряков тралового флота нередко можно встретить судоводителя с дипломом 200-тон- ника, прекрасно решающего способ Соммера по наблюденным звез дам и солнцу и умеющего определить поправку компаса по солнцу. Среди же сѵдоЕодителей-промысловиков с дипломами штурманов дальнего плавания встречаются настоящие виртуозы обсервации по небесным светилам. Как я мог уйти из тралового флота, когда каждый рейс обога щал мое знание полярного моря! Открытие новых промысловых районов, их изучение и освоение — это ли не увлекательная работа? Мы сокращали количество белых пятен на картах Баренцова моря, наносили открытые нами глубины, возвышения морского дна и его 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz