На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

В ясную погоду, когда видны небесные светила, будь то днем '«ли ночью, всякий судоводитель определит место нахождения своего корабля. Другое дело, если небо сплошь закрыто тучами. Иной раз астрономического определения нельзя сделать в течение 7— 10 суток. З а это время, особенно при отсутствии точных данных о напра­ влении и скорости течения, ни один штурмаін, ни один капитан не сумеет определить точно место нахождения тргулера. Ведь это не коммерческий корабль, следующий прямым курсом из одного порта в другой. Траулер, занимаясь ловом рыбы, все время делает круги, зигзаги, дрейфует при подъеме трала, при чинке сетей, при пере­ ходе с одного трала на другой. Вот здесь-то на помощь нам при­ ходят глубины и фауна, по которым, учитывая и другие данные, можно хотя бы приближенно определить место корабля в море. Так было и в данном случае. По характеру фауны мы опреде­ лили, что находимся в каком-то новом, неизвестном нам районе. Уловы оказались хорошие, и мы поставили буй. Когда же вскоре погода прояснилась, и мы смогли определиться по солнцу, то ока­ залось, что траулер отклонился на 40 миль к норд-осту. Нас снесло течением, существование которого нам в то время не было известно. Так, благодаря случаю, мы открыли новый промысловый район, который ныне известен под названием Северного склона Централь­ ного района. В эти же годы траулеры начали посещать западные районы: Рыбачью, Варгаевскую, Мурманскую банки и другие места. Зимой 1930/31 года для поисков рыбы были выделены специальные поис ковые траулеры. Траулер «Двина» под командованием капитана А. А . Егорова, продвигаясь на севеір от центральных районов, обнаружил в 300 милях к северо-востоку от Мурманского порта НС'В' 'о изобилующую рьіб^й бачкѵ, названную «Гусиной». Таким образом за короткий срок, преодолевая суровые зимние штормы, в трудных условиях полярной ночи советский траловый флот широко развернул освоение новых промысловых районов, проник в высокие полярные широты. В настоящее время считаются вполне освоенными все восточные районы Баренцова моря — Печорский, Вайгачский, Южное Ново- земельское мелководье, — до Карских Ворот включите»ьно. Загляды­ вали наши поисковые корабли и в южную часть Карского моря. На западе советские траулеры ходят к островам Медвежьему, На­ дежды, Шпицбергену, не говоря уже о вполне освоенных Финмар- кенской, Нордкинской и Нордкапской банках. Первая промысловая карта, изданная в 1922 году, вскоре явно устарела. Пять лет спустя, в 1927 году были изданы новые карты, но и они давно уже вышли из употребления. Теперешние карты не имеют с ними ничего общего. Ныне капитан промыслового корабля уже не заботится о том, где искать рыбу. Сведения об этом он полѵчает по радио. Поиско­ вые суда во всех районах Баренцова моря подстерегают появление косяков рыбы и немедленно сообщают об этом по радио в штаб промыслового флота, который и направляет в эти районы траулеры. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz