На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

памятные книжки. Гак постепенно мы освоили район, именуемый ныне Мурманским мелководьем, а также южный и юго-западный склоны центрального района. В том же году тральщики продвинулись и на восток, в район Канино-Колгуевского мелководья, до северной параллели остров =* Колгуева. В «КВАДРАТЕ 308» Во время зимней стоянки в Архангельском порту, длившейся пять с лишним месяцев, капитаны делились приобретенным за нави­ гацию промысловым опытом. Часто это происходило за бутылкой пива в одном из портовых ресторанов, где обычно собирались капи­ таны траулеров, механики и тралмейстеры. В качестве наглядных пособий в ход шли бутылки и стаканы, изображавшие собой поста­ вленные капитанами буи или обсервованные места, от которых к том или ином направлении была обнаружена хорошая концентрация рыбы. Тут же сообщалось о глубинах, фауне, грунте и других данных. Присутствовавшие на таких беседах молодые штурманы, будущие капитаны, называли их «лекциями стариков» и извлекали из них для себя немало пользы. Много лет спустя, выступая на конференции рыбников, один известный своим опытом капитан заявил, что первы-е практические сведения о траловом лове он получил, прислушиваясь к рассказам «стариков», заседавших в «квадрате 308», как называли мы излюбленный нами ресторанчик. Зимой 1922 года нами был поднят вопрос о необходимости и з­ дать карту, на которой были бы обозначены все освоенные промыс­ ловые районы и банки, с указанием, где и в какое время года взяты наибольшие уловы, отмечены глубины и грунты. Обыкновенные мер- каторские карты нас не удовлетворяли, так как на них в отдаленных от берега частях моря были сплошные белые пятна. Подготавливая материал для промысловой карты, мы извлекли свои памятные книжки и объединили те разрозненные и весьма еще немногочислен­ ные записи, которые в них были. В результате, к началу навигации 1923 года капитаны траулеров получили ценное пособие в виде пер­ вой советской промысловой карты. Сейчас эта карта может вызвать лишь улыбку — настолько скудны содержащиеся в ней промысловые данные. Но в то время она сыграла большую роль, особенно для су­ доводителей, впервые пришедших в траловый флот. В 1924 году количество траулеров увеличилось. Два сѵдна— «Ф о ­ рель» и «Налим» — были приняты от Ленинградского военного портл и два — «Щука» и «Макрель»—-от Архангельского. Эти траулеры были снабжены радиоустановками, и вскоре мы убедились, насколько важно для успеха тралового промысла иметь постоянную связь судов между собой и с берегом. Поэтому к началу 1926 года на всех с' - ветских траулерах были установлены радиостанции. Вспоминается такой случай. В июне 1924 года рыбы у Мурманского побережья было немного. Я решил поискать счастья я «Гольфштреме». Отойдя около 100 миль 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz