На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

На другой день показались берега Канинского полуострова, и мк начали готовиться к спуску трала. Определив пс пеленгу Канинского гиаяка место корабля, мы измерили глубину и спустили первый трал. Все с нетерпением ждали его подъема. Наконец заработала ле­ бедка, и на поверхность всплыла мотня с рыбой. Ф, Е. Шамалуев крикнул мне с палубы: — Н а первый раз неплохо. На уху наберется! В мешке было до двух тонн пикши. Работая с Канинском районе, мы держались невдалеке от берега. Однажды Ф. Е. Шамалуев предупредил меня, чтобы я не откло­ нялся далеко к востоку, так как там находится каменистая гряда, на которой можно порвать трал. Между тем рыба в восточном напра­ влении ловилась лучше, чем в других местах, и однажды, не рассчи­ тав попутного течения, я прошел к востоку дальше, чем следовало, попал на гряду и, конечно, изорвал трал. Пришлось перейти на трал другого борта. Но тут случилась новая беда. Вместо того, чтобы отойти в сторону, я по своей тогдашней неопытности решил, что и з­ бегну гряды, если спущу трал по направлению от берега. Однако через 15 минут после того, как ваера были взяты на стопор, трал задел за камень и был извлечен на палубу в самом жалком состоянии. Ф, Е. Шамалуев в это время отдыхал. Я пошел его оазбудить. —- Федор Егорович, вставайте! Надо чинить трал, одним вашим юмощникам не справиться. — А что, крепко порвали? — спросил т. Шамалуев. — Да, изрядно, — ответил я. Тогда перейдите на второй. — И этот тоже. . . Ф. Е. Шамалуев пытливо посмотрел на меня н понял, б чем дело. — Ага! Теперь, надеюсь, запомните, где проходит восточная ряда? ■ Да, уж теперь крепко запомню. — Ну что ж, часика полтора— два придется постоять. А может ыть сделаем и раньше. Надо пойти посмотреть. . . В искусстве чинки, сшивки и вязки тралов Ф. Е. Шамалуев не имел соперников. Наблюдая за его работой, я убедился, что он дей- ствительно виртуоз своего дела. Менее ответственные операции он поручал своим ученикам, тут же объяснял им. как лучше выполнить гѵ или иную работу, и одновременно действовал иглой или ножом с такой быстротой и ловкостью, что трудно было уследить за движе­ нием его рук. К концу рейса он так натренировал своих учеников — будущих тралмейстеров, что они производили починку тралов, не об­ ращаясь к нему за помощью. Первый рейс закончился удачно: мы доставили в порт четыре с половиной тысячи пудов соленой, разделанной на пласт рыбы. По тем временам это был хороший улов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz