На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
•бовала немало трудов, но все же удалась. Наши суда пополнили за пасы топлива и в начале лета прибыли в Архангельск. Начался ремонт. Из-за отсутствия собственных мастерских и не достатка материалов он протекал крайне медленно. В первую очередь ремонтировали те траулеры, которые требовали меньше работы. Траулер, которым командовал я, был отнесен к последней очереди. В Архангельске угля тоже было мало. Среди некоторых местных работников существовало мнение, что выгоднее приобретать рыбу в Норвегии, чем расходовать для ее лова дефицитное топливо. Тогда мы вспомнили наш опыт «заготовок» угля в Иоканьге. И пока траулеры ремонтировались, их команды совершали экскурсии за 25 километров от Архангельска в Аван-Порт, где во время войны взорвался транспорт, груженный углем. Этот уголь, пользуясь часами отлива, мы и доставали со дна моря. Оставалось решить вопрос: где производить лов? Мы тщательно •собирали все сведения, которые можно было почерпнуть из немного численных записок наших промысловых экспедиций, расспрашивали поморов о том, где и когда им приходилось встречать траулеры, за носили добытую информацию в свои памятные книжки и на ее осно вании составляли сами для себя рейсовые задания. КОРАБЛИ ВЫХОДЯТ В МОРЕ Первым в конце июня 1920 года вышел в рейс траулер «Навага», а 15 августа отправился на траулере «Камбала» и пишущий эти строки. Экипаж моего траулера состоял из 22 человек: капитана, штурмана, старшего механика, второго механика, машиниста, трех кочегаров, тралмейстера, помощника тралмейстера, восьми матросов, двух засольщиков, повара и юнги. Кроме того, сверх штата были еще два ученика тралмейстера. Погода стояла прекрасная. По выходе из порта, Ф. Е. Шамалуев, назначенный накануне на мое судно, сразу же приступил к сшивке тралов. Я пригласил его к себе в каюту и спросил, много ли вре мени займет изготовление тралов. — А куда вы намерены итти и когда предполагаете быть на месте? — ответил он вопросом на вопрос. — Идем к Канину. Продлится переход примерно полтора суток. — Ну, к этому сроку все будет в порядке. Помощники у меня хорошие, с работой справятся. Разговорившись, я достал карту со своими пометками. Ф. Е. Ша- малуБв ознакомился с ними, затем вынул свою знаменитую записную книжку и начал перечислять места, где и когда производили лоз траулеры Спаде. Оказалось, он, плавая на этих траулерах, успел не только освоить в совершенстве технику тралового лова, но и научился хорошо разби раться в меркаторской карте. Слушая его, я только и делал, что об водил карандашом вероятные места концентрации косяков. Так мы наметили план поиска рыбы. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz