На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
вязку и починку сетей и обучившим этому делу десятки тралмейсте ров, штурманов и капитанов. На следующий день после обеда я пошел узнать, что делает наш инструктор, так уверенно заявивший, что все будет сделано. Я застал его на чердаке недостроенного одноэтажного дома. Там были протянуты тросы, к которым матросы усердно крепили лежав шие на полу грудами сети. Ф. Е. Шамалуев, прихрамывая, быстро переходил от одной группы работающих к другой. Подойдя к матро сам, растягивавшим сети, он говорил: —- Вот это сквер, это нижнее крыло, это однорядная нижняя пласть мотни. —- И каждому точно указал, что нужно делать. Через минуту его голос раздавался уже в другом конце помещения. — А ты, — говорил он своему помощнику т. Морозову, — сосчи тай ячеи, подготовь и дай вот этим молодцам, пусть сшивают. Да сам присмотри за ними. А этих заставь прядено на иголки наматы вать, нечего им стоять и глазеть. Глядя на его энергию, на умелую расстановку людей и стремле ние передать им как можно больше знаний, я подумал: «Да, это не чета иностранным специалистам. Он-то уж во вся ком случае не будет поворачиваться спиной к своему помощнику, когда выполняет более ответственную часть работы, чтобы тот не подсмотрел его секретов». Вечером я поделился этой мыслью с капитаном Леонтьевым, плававшим в то время на траулере «Камбала». Тов. Леонтьев, боль шой патриот тралового лова, не любил бросать слов на ветер. Он ко ротко ответил: — Я тоже побывал в мастерской. Парень дело знает. Ф . Е. Шамалуев пробыл у нас около недели, наладил сшивку тралов, рассказал своим помощникам тт. Морозову и Дементьеву, как нужно работать дальше, и уехал в Александровск, где находи лась вторая группа траулеров. Таким образом, волновавший нас вопрос о траловом вооружении был разрешен. Но на этом наши заботы не кончились. Для того, чтобы траулеры могли выйти в море, их необходимо было отремонти ровать и снабдить топливом; в Порчнихе же не было ни ремонтных мастерских, ни угля. Поэтому решили перебраться в Архангельск. I Іо, подсчитав ресурсы, пришли к заключению, что на переход в Архангельск угля хватит только на один траулер, еще два смогут дойти лишь до Иоканьги. Правда, каждый из них сможет взять по одному судну на буксир, и таким образом из Порчнихи уйдут все шесть траулеров. Но стоянка четырех из них в Иоканьге нас ни сколько не устраивала. Выход нашел механик одного из траулеров, предложивший вос пользоваться в Иоканьге углем из бункеров затонувшего там транс порта «Смелый». Это предложение после долгого обсуждения было принято, и в один погожий майский день все траулеры вышли из Порчнихи. Пе регрузка угля из аварийного транспорта в Иоканьге, правда, потре- 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz