На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

В начале зимы 1913 года «Запад» отправился в новую экспе­ дицию — к берегам Исландии. Он сделал два рейса и взял большой улов. Один груз рыбы был продан в Англии, а другой в январе 1914 года доставлен в Ригу. В Риге с командой траулера произошел случай, ярко характе­ ризующий нравы того времени. Вернувшись из тяжелого рейса к берегам Исландии, матросы, как полагалось, загуляли и весь зара­ боток оставили в портовых притонах. Неполученными оставались только так называемые дорожные деньги, которые по договору пола­ галось выдавать при увольнении, чтобы уволенные могли оплатить дорогу домой. Однако надежды на получение этих денег не опра­ вдались. Пользуясь полуграмотиостью матросов, капитан подсунул им для подписи книжки, где было указано, что расчет ими получен полностью. Матросы попытались проехать до Архангельска без билетов, но на ближайших же станциях их высадили из поезда, и они разбрелись кто куда. Одни перебивались всю зиму в Риге, ожи ­ дая навигации, другие добрались до Ревеля и обосновались там И лишь один, по фамилии Варгусов, обладая упорным характером, решил вернуться домой, чего бы это ему ни стоило. Он отправился пешком и добрался до дому, износив по дороге восемь па<р лаптей В августе 1914 года, когда мы промышляли у Канина, к нам подошел прибывший из Архангельска траулер. Он привез капитану письмо от К. Ю. Спаде, в котором последний сообщал о войне с Германией и предлагал немедленно итти в Порчниху. «Если ж е ,— говорилось в письме, — встретятся военные суда противника, то команда должна высадиться в шлюпки, а траулер потопить». Под впечатлением этого письма мы отправились в путь. И вот ночью, проходя мимо острова Харлова, команда заметила какое-то судно- Не успели мы разглядеть его, как на борту судна блеснула нспышка огня и вслед за тем прогрохотал пушечный выстрел. Капитан нашего траулера решил, что перед ним немецкий крейсер и, приказав дать полный ход, начал уходить. Лишь прибыв в Порч­ ниху, мы со смущением узнали, что встреченное нами судно был «Св. Фока», на котором два года тому назад вышел в свою знамени­ тую экспедицию капитан Седов. На «Св. Фоке», возвращавшемся с Земли Франца-Идсифа, не было ни угля, ни продовольствия и его команда выстрелами из небольшой сигнальной пушки старалась привлечь наше внимание. Она так и не поняла, почему мы от нее убегаем. На этом кончается история единственной крупной попытки орга­ низовать траловый промысел в царской России. Замыслы К. Ю. Спаде были большие: он предполагал в бли­ жайшие годы довести число траулеров до пятидесяти, но этим замыслам не суждено было осуществиться. Не сохранились и самые суда — первенцы русского тралового лова. Т раѵлеоы «Севера и «Юг» погибли, замерзнув зимой 1915 года в горле Белого моря, а «Восток» и «Запад» были ѵведены в годы интервенции в Англию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz